Электронный журнал Человек и культура - №4 за 2018 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2018
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 30-08-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2018
Гендерные исследования
Чуркина Н.А. - Образ Другого в пространстве гендерной ментальности c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27147

Аннотация: Проблема гендерных особенностей мышления человека является актуальной в современном социокультурном знании. Предметом исследования данной статьи является гендерная ментальность, определяющая идентичность человека как представителя пола. В статье подчеркивается, что в основе механизма гендерной ментальности патриархального общества лежит принцип бинарных оппозиций. Это приводит к установлению иерархичности и различной ценностной маркированности маскулинности и феминности как основных структурных элементов гендерной ментальности. Особое внимание в статье уделяется анализу отношения к «Другому» с точки зрения бинарного структурирования гендерной ментальности. В качестве методологической основы исследования выступают работы представителей французской Школы Анналов, а также ученых, актуализирующих гендерный подход в науке. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ трансформации гендерной ментальности в современном обществе под воздействием социокультурных изменений. Принцип децентрации, который становится в современном обществе доминирующим, способствует изменению отношения к женщине как к Другому и со временем станет основой нового гендерного порядка.
Культура и культуры
Вечерина О.П. - Между мукой и блаженством: «колесо эмоций» тамильского шайва-бхакти c. 8-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26753

Аннотация: Предметом исследования является диапазон основных эмоций, испытываемых средневековыми тамильскими шиваитскими поэтами-бхактами, жившими в VI-IX веках. Глубоко эмоциональная, экстатическая составляющая их творчества и житий и сегодня привлекает миллионы верующих внутри страны и многочисленной тамильской диаспоры во многих странах мира. Их гимны, поэмы и жития стали составной частью шиваитского поэтического канона «Панниру тирумурей», в котором был зафиксирован новый ритуал поклонения Шиве, отличающийся повышенной эмоциональной вовлеченностью (бхакти) верующих. Канон сохраняет свою актуальность и в современной Индии, являясь источником повседневной религиозной практики. Материалом для сравнительного анализа стал конкорданс, составленный исследователями под руководством Ж.-Л. Шевийяра, по текстам трех главных авторов бхакти: Самбандара, Аппара и Сундарара. Привлекались к рассмотрению также эмоциональные ряды в творчестве Маниккавасахара и Тирумулара. Для интерпретации эмоций в контексте конкретных ситуаций использовались жития бхактов, изложенные в «Перияпуранам» Секкилара, Основными выводами являются следующие. Выявлено наличие значительного диапазона эмоций в творчестве всех главных авторов канона — от презрительно-уничижительных автохарактеристик до абсолютного блаженства. Сознательно культивируемая повышенная эмоциональность адепта провоцировала достижение им выраженных измененных состояний сознания, включая сумасшествие как вершину эмоциональной иерархии. Показано, что достижение таких измененных состояний являлось необходимым условием для следования по пути бхакти-йоги и главным триггером, запускающим механизмы поэтического творчества и визуализацию манифестаций Шивы.
Культурное наследие, традиции и инновации
Данилова О.Н., Каяк А.Б. - Репрезентация наследия протодизайна костюма коренных народов российского Дальнего Востока в информационно-креативном пространстве АТР: глокализационный контекст c. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26819

Аннотация: Предметом исследования является процесс трансформации наследия протодизайна костюма коренных народов российского ДВ в условиях глобализации, что потребовало изучения современных локальных отличий культур коренных народов, их этнонациональных традиций, генезиса и условий сохранения механизмов передачи этнокультурного наследия народа по поколениям. С этой целью был использован термин «глокализация», позволяющий в противовес макромасштабной глобализационной динамике событий, исследовать на микроуровне проблематику АТР и специфику социокультурных процессов, происходящих в этом региональном пространстве. В ходе решения этой проблемы была выявлена методологическая основа исследования, в качестве которой была использована концепция межкультурного и межцивилизационного взаимодействия, а также ряд аналитических инструментов, в том числе понятие «информационно-креативное пространство», доказавшее в ходе исследования свою теоретическую и прикладную целесообразность и универсальность. Применение этого понятия в исследовании содействовало эффективности проведения компаративистского анализа проблематики наследования протодизайна костюма коренных народов. В его рамках удалось выявить социокультурные закономерности и механизмы наследования принципов формообразования объектов протодизайна костюма в сфере этно- и экодизайна современного костюма. Этим обусловлена инновационная значимость исследования, в котором синкрезис выше обозначенных методологических линий показал свою инструментальность и оптимальную теоретико-методологическую значимость.
Экранная культура и экранные искусства
Паулюс П.Й. - Воплощение идей «скандинавского мифа» в киновселенной «Песнь льда и пламени» c. 31-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26598

Аннотация: Предметом исследования является использование архетипических конструкций в рамках киновселенной "Игра престолов" Объектом работы является феномен современных аудиовизуальных искусств Основными аспектами темы является анализ практик использования в современной киноиндустрии феномена «скандинавского мифа». Этот феномен трактуется авторам как фактор видоизменения массового сознания, оформляющего целый комплекс «социальных мифов» эпохи глобализации, что прослеживается в довольно широком спектре кинопродукции. Представленные характеристики обобщаются на примере созданной по романам Дж. Мартина киновселенной «Песнь льда и пламени», именуемой в прокате «Игрой престолов» и являющейся в массовом сознании одним из самых ярких примеров «новой мифологии». Автор оперирует в первую очередь методом историзма в рамках рассмотрения архетипических конструкций и исторических аллюзий в кинематографической вселенной "Игра престолов" Подводя итог рассмотрения кинематографической продукции, представляющей образы и архетипы скандинавского мифа, на основе представленных характеристик можно сделать следующие выводы. Одной из тенденций развития современной киноиндустрии является активное использование комплекса клише, формирующих как особую культурную реальность специфический феномен, трактуемый нами как скандинавский миф, базирующийся на фаталистической провиденциальности. Используя феномен манипуляции временем и пространством, высокотехнологичные виды искусства создают новые модели «интеллектуального поля», разрывающие устаревшие информационно-семантические структуры культурного пространства. Это приводит к реализации принципа сбалансированного единства, обращенного к коллективному бессознательному. Таким образом, данные модели развивают концепции мифологичности искусства, его взаимовлияния с социумом, что выражается в эффекте удовлетворения потребностей массового зрителя.
Виртуальная реальность
Овчинников В.М., Паулюс П. - Архетипы и мифологемы как элементы феномена "открытого мира" компьютерной рпг вселенной "Ведьмак". c. 46-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26528

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение игровой продукции, в частности игровой вселенной "Ведьмак" в качестве особой формы текста, реализуемые как совокупность феноменов именуемых "открытым миром". Объектом выступает развитие применение архетипов и мифологем в рамках развивающегося жанра рпг компьютерных игр. Уделяется особое внимание проблеме развития игровых вселенных, одним из факторов формирования которых, в первую очередь в рамках развития жанра ролевых игр, является феномен открытого мира, рассматриваемая нами в качестве явления обеспечивающего формирование новой мифологии и превращающий игровое пространство в специфический культурологический феномен, трансформирующий массовое сознание за счет создания эффекта вариативности, предлагаемой игроку в рамках использования того или иного игрового проекта, активного исследования так называемого «бесшовного мира». авторы опирались на метод историзма, использовали семиотический и герменевтический методы, рассматривали архетипы через призму культурологического анализа, что дает возможность трактовать последние в качестве механизма, генерирующего пространство культуры. Новизна научного исследования заключается в рассмотрении малоизученных аспектов развития современной массовой культуры, в частности с активным использованием многочисленных мифологем применяемых в целом комплексе игровых вселенных, в частности – в игровой вселенной «Ведьмак», являющейся, своеобразным маркером развития характеризуемого явления. Условно рассмотрение характеризуемой игровой вселенной можно трактовать в качестве своеобразного маркера развития всей индустрии, что позволяет, подводя общий итог, прийти к следующему выводу: в современной игровой индустрии активно используется особая форма отображения игровой реальности, именуемая открытым миром. Она базируется на нескольких элементах (эффектах), имеющих архетипическую природу.
Архитектура и дизайн
Жигальцова Т.В. - Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества c. 57-66

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27006

Аннотация: Предметом исследования является историческое поселение Ворзогоры, расположенное в Онежском районе Архангельской области. Село Ворзогоры имеет большое количество культовых памятников регионального значения: зимняя Введенская церковь, летняя Никольская церковь, колокольня, церковь Зосимы и Савватия. В качестве объекта исследования рассмотрены пространственная организация, памятники культового деревянного зодчества в структуре поселения. В 2018 году в рамках проекта «Деревянный храм в контексте изучения русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного (по материалам Русского Севера и Арктики)» была осуществлена экспедиция «Историческое поселение Ворзогоры («погост с деревнями»)». Это поселение территориально относится одновременно к типичным сельским поселениям на Русском Севере и на Арктической территории Онежского Поморья. В ходе архитектурно-этнографического обследования села Ворзогоры (д. Кондратьевская и д. Яковлевская) было собрано 11 интервью, сделаны архитектурные обмеры жилых и хозяйственных построек. Большая часть материалов для публикации была выявлена в архивах и музеях: Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), Государственного архива Архангельской Области, Кенозерского национального парка, Онежского историко-мемориального музея, Музея Поморского быта (с. Ворзогоры). Наряду с общенаучными методами в работе используются специальные методы — структурный, культурно-исторический, этнокультурологический. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот ранее не опубликованных архивных и полевых материалов. В результате исследования определено структурное содержание пространственной организации села Ворзогор, где «погост» определяется как градообразующая доминанта. Полученные сведения и проанализированные материалы могут быть применены в научной, преподавательской и музейной деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.