Электронный журнал Человек и культура - №1 за 2017 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 03-04-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Культура повседневности
Антонова А.А. - Преобразование публичных пространств в современной городской культуре c. 1-7

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21820

Аннотация: Предметом исследования являются процессы, происходящие с публичными пространствами в современной городской культуре. В работе рассмотрены причины, которые, по мнению большинства исследователей, ведут к упадку традиционной общественной жизни и мест ее реализации. Несмотря на пессимистичные прогнозы , автор пытается представить доводы в пользу существования новых форм публичных пространств, а так же иных видов проявления общественной жизни в городах. Автор выделяет два концепта, недостаточно проработанных, в исследованиях публичных городских пространств: «мобильность» и «гибридность». Их рассмотрение позволяет отойти от конфронтации между публичной и частной сферами, а так же выявить новые формы общественного взаимодействия через призму текучести современной жизни. Теоретическое основание исследования основано на концепции «мобильной социологии» Дж. Урри. Концепт «мобильности», в основе которого лежит отказ от мышления в «терминах стабильных структур», позволяет построить новую методологию изучения общественных пространств. К основным результатам исследования можно отнести, прежде всего, признание существования некой двойственности во всех социальных процессах. Этот вывод позволяет увидеть смешение публичной и частной жизни и возникновению гибридных пространств в городской среде (библиотеки с удаленным доступом, парки с элементами виртуальной реальности). Кроме этого, возникают новые виды публичных пространств (мобильные ярмарки, виртуальные социальные сети) и новые способы реализации публичности в традиционных пространствах (вай-фай доступ, мобильные предметы интерьера). Перспектива исследований в данном направлении заключается в выявлении механизмов влияния подобных изменений на городскую культуру.
Изобразительные искусства
Езерницкая А.Б. - «Процессия на площади Сан-Марко» и «Чудо на мосту Сан Лоренцо» Джентиле Беллини: опыт смысловой интерпретации c. 8-23

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21954

Аннотация: Нарративные живописные циклы эпохи Возрождения, подобно архивным документам, выступают в роли своеобразных первоисточников и содержат в себе важную информацию, позволяющую глубже раскрыть смысл хорошо известных работ. Предметом исследования являются два полотна Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко» (1496) и «Чудо на мосту Сан Лоренцо» (1500), написанные по заказу Большой Скуолы св. Иоанна Богослова (Scuola Grande di San Giovanni Evangelista) в Венеции. Основываясь на изученных архивных документах, в настоящей статье автор стремиться конкретизировать максимальное количество исторических персонажей - участников, изображенных Беллини событий. Используя в большей степени иконологический анализ, автор уточняет смысл и глубже раскрывает то, что называется внутренним значением произведения. Впервые хорошо известные, программные работы Беллини рассматриваются наравне с текстами первоисточников. Автор анализирует не сколько живописные свойства произведений, сколько их историческую информативность, анализируя венецианские реалии и уделяя внимание деталям, которые были важны для Джентиле Беллини в качестве признаков эпохи. В том числе, среди изображенных на обоих холстах идентифицированы представители "Обществ Чулка" (Compagnie della Calza), важные и неотъемлемые участники культурной жизни Венецианской Республики XV-XVI веков.
Культура и культуры
Саввина О.В. - Стандарты женской красоты: естественное и культурное c. 24-34

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.20508

Аннотация: В статье рассматриваются стандарты женской красоты, обусловленные культурными предпочтениями (например, нога «золотой лотос» китайских женщин в Средние века) и стандарты, базирующиеся на восприятии женщины как молодой и красивой – естественная красота. В исследовании раскрывается взаимоотношение двух типов стандартов, делается попытка ответа на вопрос: действительно ли культурные стандарты красоты противоречат естественным стандартам. Для ответа на этот вопрос анализируется формирование культурных стандартов женской красоты, выделяются их культурный смысл. Автор обращается к работам специалистов в области пластической хирургии и социологическим исследованиям с целью раскрыть стандарты естественной красоты, общих для людей разных культур, затем делает анализ культурных стандартов красоты, выделяет их функции и анализирует предпосылки возникновения нового стандарта (на примере основных стандартов ХХ века). В результате автор приходит к выводу, что культурные стандарты красоты не противоречат естественным, не отрицают их, а надстраиваются над ними. Вред для здоровья, на который идут женщины чтобы соответствовать стандартам, всегда остаётся незаметным, иначе принесённые красоте жертвы напрасны. В исследовании были выделены функции культурного стандарта красоты, которые объединены в три основные группы и призваны отразить: 1) происхождение человека и его социальный статус; 2) личностные качества и моральные установки; 3) миропонимание и место данного индивида в мире.
Культура и культ
Канокова Ф.Ю. - Гендерные признаки в пластическо-визуальных решениях каменных резных намогильных стел ногайцев c. 35-41

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21539

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются пластическо-визуальные решения каменных резных стел, которые бытовали у ногайцев в виде намогильных плит. Резные надгробия антропоморфных и стеловидных форм декорировали каллиграфической резьбой, геометрическим и растительным орнаментом, родовыми знаками "тамгами", они изобиловали мусульманской символикой и предметными композициями. В навершиях антропоморфных плит читаются силуэты традиционных мужских головных уборов ногайцев, а предметные композиции состоят из реалистичных изображений мужских и женских принадлежностей, предметов и убранства одежды, орудий труда. Классификация и вычленение особенностей формообразования и состава предметных композиций проведена на основе системного, семиотического и герменевтического методов искусствоведческого и культурологического исследования. Тема исследования является весьма актуальной, она раскрыта с различных точек зрения современными этнографами, историками и ногаеведами. В рассматриваемых работах остается открытой проблема гендерной принадлежности каменных резных намогильных стел. В настоящем исследовании впервые проведена классификации по половой принадлежности, а также герменевтическое прочтение фигуративных элементов. Основные результаты работы направлены на устранение образовавшегося пробела.
Философия культуры
Александров Н.Н. - Три фазы инженерного стиля дизайна ХХ века c. 42-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.19159

Аннотация: Статья посвящена проблеме периодизации истории дизайна ХХ века. В тексте рассмотрен период с 1920 по 1960 годы. Он обозначен как особый «инженерный стиль» у которого есть свои отличительные признаки. Эти признаки раскрываются в тексте. В рамках инженерного стиля обозначены три манеры, которые закономерно сменяют друг друга архаическая, классическая и декаданс. На этом нижнем уровне циклов выявлена закономерность, связанная с 11-летними солнечными циклами, рассмотренными в гелиотараксии А.Л. Чижевского. Данным способом дизайн соотносится с историей культуры, политики и эволюцией менталитета. Тем самым в итоге устанавливается новая периодизации истории дизайна ХХ века, а рассмотренный этап выступает как ее первая фаза. Общей методологией исследования является системогенетика, частной — теория циклов (циклогенетика). Использован авторский вариант и того, и другого — экзистенциальная системогенетика и циклогенетика. Основным вкладом автора является установление новой периодизации истории дизайна в ХХ веке. Речь идет о едином техническом интерстиле с точкой отсчета в 1920 году и завершением в 1953 году. Продемонстрировано, что внутри инженерного стиля существовали и закономерно сменили друг друга три различающиеся манеры. Кроме того установлен эффект отложенности последней манеры на 5 лет в связи с войной, которая отобрала все ресурсы и парализовала рыночную конкуренцию.
Культура тела
Пронькина А.В. - Косметические практики трансформации тела человека в условиях современной культуры: терминология, типология, сферы функционирования c. 56-71

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.20653

Аннотация: Предметом анализа в данной статье становится процесс реализации косметических практик трансформации тела в условиях современной культуры. Автор рассматривает косметические практики трансформации тела как способы обыденного или специализированного визуального преобразования телесности, связанные с живописным или живописно-пластическим оформлением внешнего вида человека без нарушения биологических структур его тела. Особое внимание в статье уделяется разработке феноменологической характеристики «операций» тела, поддерживающих его социокультурный статус, установлению корреляции с реализацией культурного бытия человека на нынешнем этапе. Основная задача статьи заключается в том, чтобы не просто обозначить проблему саму по себе, но попытаться установить те смыслы и границы, в которых осуществляется живописное и живописно-пластическое преобразование природной модальности тела, средствами терминологической, типологической и функциональной фиксации. Новизна работы, главным образом, состоит в актуализации дискурса косметических практик трансформации в рамках научной разработки проблем естественного и искусственного тела на современном этапе развития культуры. Ведь, как показано в статье, все они с точки зрения ее структуры реализуются как в обыденной, так в и специализированной областях, охватывают такие культурные комплексы как наука, образ жизни, мода, образование, искусство.
Культурное наследие, традиции и инновации
Кимеева Т.И., Полевод В.А. - Методика актуализации историко-культурного и природного наследия в деятельности вузовского музея c. 72-79

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21095

Аннотация: Предметом исследования является деятельность музея "Археология, этнография и экология Сибири" по актуализации объектов историко-культурного и природного наследия, каким являются этнографические и энтомологические собрания музея. Соответственно музейные собрания рассматриваются в качестве объекта исследования. Целью является выявление особенностей актуализации наследия в рамках культурно-образовательной деятельности музея и обоснование подходов, методов и рекомендаций, способствующих оптимизации данной деятельности, когда коллекции на основе музейных методов включаются в современное социокультурное пространство. Анализ процесса актуализации музейного собрания в целом, с учетом специфических характеристик этнокультурного и природного наследия, основан на системном методологическом подходе. Научная новизна данной статьи проявляется в необходимости определения возможностей включения различных видов наследия в современное пространство музея и совершенствовании теоретической базы по актуализации этого наследия в отношении к музейным практикам. Исследование выявляет широкие возможности и перспективы актуализации не только этнографических материалов, но и энтомологических собраний.
Культура повседневности
Канокова Ф.Ю. - Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев c. 80-87

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.21521

Аннотация: Предметом настоящего исследования является комплекс мужского и женского традиционного костюма ногайцев, в котором отражены черты характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни этноса. На сегодняшний день исследуемый вопрос характеризуется недостаточной степенью изученностью, он практически не представлен в музеях и национальном быту, а основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников, фотоснимки XVIII-XX в. Данное исследования проводится с целью заполнения образовавшегося пробела. В работе использованы общие и частные методы культурологического и искусствоведческого исследования, в связи с дисперсным проживанием ногайцев применен метод полевой этнографии. В исследовании впервые выявляются не только локальные особенности, но и общие черты, характеризующие ногайский костюм как явление цельное, монументальное, имеющее общую конструктивную и композиционную систему. Проведенное исследование призвано получить дальнейшее развитие в реконструкции костюмов для музейных коллекций и сценических вариаций.
Искусство и искусствознание
Бурматов М.А. - Зарождение новых форм песенного репертуара в Советской России (20-30-е годы ХХ века) c. 88-97

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.22039

Аннотация: Объектом исследования является советская песня 20-30-х гг. ХХ века как жанрово-стилевой феномен. Предмет исследования - изучение проблем истории развития, содержательной структуры, особенностей песенного репертуара в эти годы. Смена общественно-политической формации в России, вызванная революционными событиями Октября 1917 года, серьезно видоизменила национальную культурную идентичность, в т.ч. в песенном творчестве. В статье делается попытка проследить исполнительские традиции того времени (народная песня, городской фольклор, массовая песня). Используя методику анализа, автор отмечает наличие кризиса в ряде устоявшихся песенных жанров, развитие на их фоне новых форм песенного репертуара. В работе указывается на ряд особенностей, характерных для отечественного вокального искусства на указанном историческом временном этапе. Так, акцентируется внимание на развитие лирической интонации в песне, что способствовало популяризации музыкальных произведений. Наличие широкого самодеятельного творчества. Выделяется роль джазовой музыкальной культуры как катализатора в развитии новых черт эстрадного музыкального творчества.
Стили, течения, школы
Александров Н.Н. - Генезис и состав стиля арт-деко c. 98-117

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.19161

Аннотация: Статья посвящена важному периоду в развитии дизайна с 1931 по 1942 годы, известному как манера арт-деко. Раскрыта его всеобщая стилевая ориентированность, в том числе присутствие тенденций арт-деко в раннем сталинском стиле. Обозначенный период (десятилетие доминирования арт-деко) рассмотрен как последовательность смены четырех стилевых тенденций. Речь идет об известной в теории дизайна функциональной, ступенчатой, а также обтекаемой стилизации и их синтезе в ступенчато-обтекаемом стилизации конца 1930-х годов. Общей методологией исследования является системогенетика (системная генетика), частной — теория циклов (циклогенетика). В работе использован авторский вариант и того, и другого методов — экзистенциальная системогенетика и циклогенетика. Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что генезис арт-деко является переходным состоянием от чисто инженерной манеры 1920-х годов к бароккальной и декадентской манере инженерного стиля 1940-50-х годов. Это демонстрируют рассмотренные этапы стиля арт-деко, отличающиеся по форме.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.