|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Человек и культура"
> Содержание № 02, 2013
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-4-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 02, 2013
Социология культуры, социокультура |
Букина Т.В. - Научное мифотворчество брежневской эпохи: социология музыки конца 1960-х – начала 1980-х годов |
|
c. 1-41
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.2.660
Аннотация: Как известно, в советских гуманитарных науках наступление эпохи «оттепели» было ознаменовано возрождением социологического знания после нескольких десятилетий запрета. В то же время, особенностью развития социологии в этот период стало быстрое изменение ее дискурса, перевод его в идеологическую плоскость: смена социополитической обстановки на рубеже 1960–70-х годов повлекла за собой усиленный партийный контроль над дисциплиной. В предлагаемой статье данные процессы исследуются на материале одного из отраслевых направлений социологической науки – социологии музыки. Рассматриваются особенности ее функционирования в советской культуре периода «зрелого социализма», а также проводится анализ с этих позиций некоторых жанрово-стилистических особенностей текстов по этой дисциплине. Делается вывод о том, что социология музыки в рассматриваемую эпооху формировалась как феномен скорее идеологический, чем научно-эвристический. Она функционировала в качестве инструмента культурной политики, работая на создание официально одобряемого образа меняющегося советского общества и его музыкальной культуры.
Кошман Л.В. - Культурное пространство русского города XIX – начала XX вв. К вопросу о креативности исторической памяти |
|
c. 42-115
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.2.639
Аннотация: Город в России в XIX столетии играл важную роль в культурно-интеграционных и центробежных процессах, общественно-культурной жизни страны в целом. В статье рассматривается становление и развитие культурного пространства города Нового времени и буржуазной эпохи. Культурное пространство города XIX в. сохраняло традиционные элементы (ландшафтная застройка) в сочетании с принципиально новыми чертами, привнесёнными в архитектурно-пространственную среду города «волевыми» решениями власти (строительство «по образцам») и модернизационными процессами, происходившими в конце XIX – начале XX вв. Особенностью культурного пространства русского города была «выгонная» земля, окружавшая город и создававшая основу для длительного сохранения сельскохозяйственных занятий горожан. Будучи полифункциональным социальным организмом, город в России выполнял важнейшую культурную функцию. Культура города, креативная по преимуществу, в значительной степени определяла культурный потенциал общества, каким обладала Россия в начале XX в. Культурное пространство города, понимаемое как совокупность архитектурного облика, инфраструктуры муниципального хозяйства, общественно-культурной среды – социального пространства функционирования культуры – следует рассматривать как один из аспектов национального культурного наследия, достойного нашей исторической памяти.
Лиманская Л.Ю. - В. Кандинский и авангардные поиски в южно-украинской художественной культуре начала ХХ века |
|
c. 116-152
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.2.236
Аннотация: Истоки развития различных направлений авангардной живописи первых десятилетий ХХ века во многом связаны с международной деятельностью В.Кандинского, Д.Бурлюка, В.Издебского, Т.Фраермана, А.Нюренберга , М.Бойчука. Важную роль в формировании художественной жизни региона играло Одесское художественное училище, многие выпускники которого продолжали обучение в крупных художественных и образовательных центрах России и Европы. В творческих поисках мастеров начала ХХ века прослеживается влияние французского импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, кубизма, немецкого экспрессионизма, итальянского и русского футуризма. Многообразие художественных направлений в одесской живописи нач ХХ века объясняется тем, что многие выпускники рисовального училища продолжали образование в учебных заведениях Парижа, Мюнхена, Кракова, Вены. Тесная связь одесских художников с западноевропейскими художественными центрами сформировала особую творческую атмосферу. Культурная жизнь Одессы в начале ХХ века оказалась вовлечена в общеевропейские художественные контексты .
Изобразительные искусства |
Скоробогачева Е.А. - Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и художников его круга |
|
c. 153-196
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.2.576
Аннотация: Цель статьи – выявить значение образов и искусства Русского Севера в продолжении традиций национальной культуры России на примере творчества В. М. Васнецова и художников его круга. Дана характеристика произведений В. М. Васнецова, Ап. М. Васнецова, К. А. Коровина, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой, С. В. Малютина и ряда других авторов. Особенно значим анализ значения образов и искусства Севера в творчестве В. М. Васнецова. Последовательно рассмотрено сложение его мировоззрения в детские, юношеские и зрелые годы. Сделан анализ выражения образов Севера в его живописи, графике, архитектурных проектах, декоративно-прикладном искусстве, прежде всего, в мебели. Рассмотрена степень претворения традиций северного народного искусства в проектах мебели В. Васнецова. Сделан ряд заключений.1. В. Васнецов и художники его круга постигали суть народной жизни, во многом благодаря Северу, что проявилось в познании ими древнего художественного языка и образов Севера, которые они обогатили своей индивидуальностью и содержанием своей эпохи. 2. Творчество В. Васнецова является характерным примером влияния искусства Русского Севера на художественный почерк. 3. Мастера обретали в северном крае новый художественный язык, что доказывает исключительную роль Русского Севера в возрождении национальных корней в искусстве России, в культуре в целом, на рубеже XIX-XX веков.
Музыка и музыкальная культура |
Синеокий О.В. - Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации |
|
c. 197-272
|
DOI: 10.7256/2306-1618.2013.2.379
Аннотация: В статье представлен исторический очерк об Апрелевском заводе грампластинок как центральном элементе системы звукозаписывающей индустрии Советского Союза. Настоящяя публикация не претендует на исчерпывающий анализ абсолютно всех аспектов грамзаписи рок-музыки. Вместе с тем, рассматриваются наиболее характерные особенности организации записи грампластинок в условиях социализма. Проанализированы основные этапы развития Апрелевского завода грампластинок и некоторых других в структуре объединения «Фирма Мелодия». Особое внимание уделено информационным, правовым и социально-коммуникативным особенностям грамзаписи поп- и рок-музыки в СССР. Выражаем благодарность всем авторам (в том числе и неизвестным Интернет-пользователям), чьи материалы частично использованы в исследовании, послужившем основой написания статьи, ссылки на труды или высказывания которых системно размещены по тексту, ни в коем случае не претендуя на авторство цитат либо проделанной энтузиастами-исследователями работы. Тем не менее, все эмпирические материалы в значительной мере переработаны, информационно дополнены, логически расширены и подаются не дословно, а в обобщенном виде и авторской редакции. В представленной работе упомянуты не все группы, пластинки, компакт-диски и рекорд-лейблы. Однако надеемся, что публикация сможет восполнить ряд информационных пробелов и приоткрыть некоторые секреты. Имена артистов, названия альбомов и композиций приводятся, прежде всего, на языке оригинала, а далее уже используются варианты русского написания. По результатам исследования автором обоснована гипотеза, согласно которой музыкальная звукозапись является уникальным институтом социальной коммуникации.
|
|