Статья 'Скандинавский дизайн 21 века. Традиции и современность' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Скандинавский дизайн 21 века. Традиции и современность

Елькина Елена Леонидовна

старший преподаватель, кафедра Визуальных коммуникаций, СИНЕРГИЯ

109387, Россия, г. Москва, ул. Люблинская, 111-2, оф. 198

Elkina Elena Leonidovna

Senior Educator, the department of Visual Communications, Synergy University

109387, Russia, g. Moscow, ul. Lyublinskaya, 111-2, of. 198

elkina-el-72@mail.ru
Иванова Екатерина Юрьевна

кандидат культурологии

Доцент, кафедра Визуальных коммуникаций, СИНЕРГИЯ

125190, Россия, г. Москва, ул. Ленинградский пр-Кт, 80, оф. 700

Ivanova Ekaterina Yur'evna

PhD in Cultural Studies

Docent, the department of Visual Communications, Synergy University

125190, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii pr-Kt, 80, of. 700

catherine.iva@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.2.35511

Дата направления статьи в редакцию:

09-04-2021


Дата публикации:

16-04-2021


Аннотация: В статье проводится анализ северного дизайна XXI столетия, его достижения и значение. Дизайн рассматривается автором как феномен, начавший свое развитие в эпоху промышленной революции, также современные направления в дизайне среды. В статье автор осмысливает многолетний тренд на экологичность и ответственное потребление в дизайне в целом, направления развития предметного дизайна. Использованы общенаучные методы: анализ, синтез и сравнение. Ведущим является аналитический подход, в рамках которого тенденции в развитии дизайна оцениваются как часть массовой культуры. При этом основным является их прямое назначение: повысить конкурентоспособность товаров на рынках. В основе дизайна лежат принципы функциональности, целесообразности. Цель дизайна - придать вещам определенные качества, такие как: эстетическая привлекательность, удобство, соразмерность человеку. Работа над проектом в дизайне включает определенные этапы: функциональный анализ, компоновка, конструирование, создание пространственной и графической структуры. Дизайн использует данные многих научных дисциплин: семиотики, эргономики, социологии, эстетики, философии, культурологии. Основы дизайна берут начало в истории искусства, архитектуры, в современных художественных направлениях и стилях, в концептуальном искусстве, в ремесленном опыте, вписанном в промышленное производство, соединяясь с инновационными технологиями и материалами. Использование стилистики северного дизайна обусловлена спросом на на вещи с качественным, недорогом дизайном.


Ключевые слова: дизайн, северный дизайн, функционализм, минимализм, дизайнеры интерьеров, мебель, скандинавский дизайн, технологии в дизайне, инновации, тренды

Abstract: This article presents the analysis of Northern design of the XXI century, its achievements, and significance. Design is viewed as a phenomenon that has evolved since the era of industrial revolution. The current trends in environmental design are explored. The author comprehends the years-long trend for environmental friendliness and responsible consumption in design as a whole, as well as the vectors of development of object design in particular. The key approach is the analytical approach, within the framework of which the design development trends are assessed as a part of popular culture. At the same time, their designated purpose to increase the competitiveness of goods on the markets. The design is based on the principles of functionality and feasibility. The goal design is to impose certain qualities upon things, such as aesthetic appeal, convenience, commensurability. Working on the design project implies certain stages: functional analysis, layout, construction, creation of a spatial and graphical structure. Design employs the data from multiple scientific disciplines: semiotics, ergonomics, sociology, aesthetics, philosophy, and culturology. The fundamentals of design originate in the history of art, architecture, modern trends and styles in art,  conceptual art, crafts in terms of industrial production, synthesizing with innovative technologies and materials. Use of the stylistics of Northern design is substantiated by demand for the things of high quality, but inexpensive design.



Keywords:

technology in design, Scandinavian design, furniture, interior designers, minimalism, functionalism, northern design, design, innovation, trends

Введение. В основе дизайна лежат принципы функциональности, целесообразности. Цель дизайна - придать вещам определенные качества, такие как: эстетическая привлекательность, удобство, соразмерность человеку. Работа над проектом в дизайне включает определенные этапы: функциональный анализ, компоновка, конструирование, создание пространственной и графической структуры. Дизайн использует данные многих научных дисциплин: семиотики, эргономики, социологии, культурологии. Его основы берут начало в истории искусства, дизайна и архитектуры, в современных художественных направлениях, в концептуальном искусстве, в ремесленном опыте, вписанном в промышленное производство, соединяясь с инновационными технологиями и материалами.

В скандинавском обществе существует понимание того, что изобретения и инновации-это хорошо, и всякий гражданин своей моделью поведения всячески способствует инновационному развитию своей страны.[1] Скандинавский дизайн стремится к гармонии, к балансу между красотой и функцией, практикой и экспериментом. Этот стиль очень рационален и внимателен к людям, он думает о психологическом комфорте и эргономике.

Термин "Скандинавский дизайн" появился в послевоенный период благодаря выставке 1951 года в Лондоне. Эту выставку организовал Британский совет по дизайну и компаниям Heal`s, она поставляла на рынок Англии шведские и финские предметы интерьера. Затем «Дизайн в Скандинавии» гастролировала по городам США в 1954-1957 годы. Североевропейская трактовка модернизма была человечной, ее основатели использовали экологичные натуральные материалы, использовали художественные традиции Скандинавии. Выставка имела невероятный успех и появился интерес к скандинавским товарам. Американские посредники не справились с большим количеством заказов, и вскоре возник новый проект «Шествие скандинавского дизайна», где возникли новые тематические мероприятия. С этого момента начинается новая «золотая» эра северного дизайна. Швеция начала индустриализацию гораздо раньше северных соседей. Развивались города, росла промышленность. Было принято решение улучшить среду обитания бедных слоев, снизить градус социальной напряженности. Для этого необходимо создать удобную и доступную среду для жизни рабочих. Для создания такой среды были вовлечены художники, работающие в тесной связи с производством. В этот период открылись первые школы, это время возникновения истории современного дизайна. В 1845 году в Швеции открылся Художественно-промышленный союз, он был необходим для сохранения традиций ремесел и реализации их в промышленности.

Архитекторы и дизайнеры в строительстве «жилого дома» разработали новый стандарт жилой среды, большинству он очень понравился. Каждый должен иметь возможность красиво и недорого обставить пространство дома. Для этой цели дизайнеры и производство объединили свои усилия, и начался выпуск недорогих и красивых вещей, которые стали доступны для большинства. Экономический успех демократичного скандинавского дизайна приносит многомиллионный доход компании IKEA.

К основным достоинствам скандинавского стиля относится прежде всего минимализм, он создает комфортное пространство. Практичность-особенность скандинавского стиля, также стремление к использованию только лишь полезных вещей. Для этого стиля характерно использование светлых стен и деревянного пола. Это позволяет сделать пространство ярким, светлым в самый пасмурный день. Скандинавский стиль появился на сцене как этнический, скандинавский дизайн со временем стал настоящей классикой, в которой национальный колорит отражается не в узорах или предметах народного творчества, а в общем настроении интерьера, сочетании основных его составляющих. В дизайне стульев присутствует баланс, это точка схода эргономики, технологии, функции в этом виде сложно сделать новый дизайн.

В этом стиле все предметы создаются из натуральных материалов, они функциональны и долговечны. Скандинавские деревянные стулья выполняются в светлых тонах. Яркие предметы тоже присутствуют для любителей ярких цветов. В таком дизайне нет лишнего, только простые формы. Стиль отличается простотой и натуральностью, естественностью. Стены в интерьере гармонируют с деревянными поверхностями.

В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Естественность и практичность- девиз движения функционализма. Функционализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры как синтеза искусства и техники.

«Быть современным — это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор...». Таково было жизненное кредо, более известного как Ле Корбюзье – исполина архитектуры и дизайна ХХ века. Его архитектурно-художественное видение нашло отражение в многочисленных книгах и перевернуло традиционное представление его современников и последователей об эстетике и эргономике жилого пространства. Гениальный французский архитектор и художник внес заметный вклад в развитие современной архитектуры, отступив от классических форм и исторических стилей. Его изобретением в начале ХХ века стал рациональный стиль оформления жилого пространства, получивший название функционализм.

Характерные черты функционализма — первоочередное внимание к функциональному назначению, использование достижений науки и техники (новых материалов), экономичность, предельная простота форм, отказ от декора. Функционализм сформировался на основе движения конструктивизма и авангардного искусства 1910—1920-х годов и оформился в качестве самостоятельного течения в 1930-х годах. В отличие от конструктивизма, отражавшего, например, в революционной России, утопические концепции и идеалистические представления, в границах функционализма архитекторы решали конкретные утилитарно-конструктивные задачи по формуле: функция — конструкция — форма — качество. В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Естественность и практичность - девиз движения функционализма.

Согласно этой концепции, здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства.

При формировании жилого пространства главное, чтобы формы соответствовали используемым материалам и конструкциям и определяли их функцию, вещи не бросались в глаза, насыщенные цвета предметов гармонировали со сдержанной графической гаммой пола и стен.

В основе организации пространства - комфортность и удобство. На первом плане- содержание и функциональность, а не эстетика предметов, особенность стиля - сохранить естественное освещение, поэтому важно, чтобы спальня выходила на восток, столовая на юг, кабинет - на север. Дневного света должно быть немного, стены должны усиливать эффект. Системы хранения встроены в шкафы, они экономят пространство.

Скандинавский дизайн, как направление, берет свое начало приблизительно с 1880 года и охватывает огромные географические районы, включая Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию. Именно из многообразия этих скандинавских культур, языков, традиций и взглядов родилась философия дизайна, сыгравшего важную роль во всем мире.

Особенностью западного скандинавского дизайна является ориентация на человека. Жилая среда не подвержена радикальным изменениям. Ориентирована на человека с использованием новых массовых технологий производства. В Швеции классика дизайна 1950-х и 1960-х годов продаётся на рынке, не позиционируется как элитарный дизайн, выпускаются те самые культовые модели мебели с использованием новых материалов и технологий.

Норвегия, Дания, Швеция. У Швеции есть опыт вписывать ремесленный навык, эксперимент в промышленное производство.В последнее время политики и ученые-политологи стали говорить о формировании «новой шведской модели», с помощью которой стране удалось успешно преодолеть финансовый кризис, сохранить высокий уровень социального обеспечения, внедрив рыночные механизмы в сферу социального благосостояния, которая ранее обслуживалась почти исключительно государством.[2]

Самый мощную инвестицию в концепцию скандинавского дизайна внесли шведы. Они определили главные аксиомы ее философии — «красота для всех», «пустите свет в жилище, и нужда уйдет», «дом можно очень качественно улучшить покраской стен и цветовыми акцентами».

Идея «народного дома» - это идея устройства общества, которое стоит на принципах равенства и демократии. Архитекторы и дизайнеры разработали новую жилую среду, которая подходила бы всем. А главное – обеспечивала бы всех жильем.

В настоящем эта инновационная идея существует во всем мире. Это система безопасности, видеонаблюдение, охрана, климат-контроль. Система ведет прием спутникового телевидения отвечает за интернет. Коммуникатор позволяет следить за тем, что происходит в отсутствии хозяина, сообщения о проблемах приходят в любой момент, что позволяет избежать возгорания или затопления. Шведский дизайн был в центре внимания всего мира большую часть девяностых, но сегодня он стал еще более жизнерадостным, энергичным, и новаторским, чем ранее. Именно сегодня впервые за всю историю своего существования шведский дизайн стал по-настоящему международным.

Шведские компании также стали больше работать с иностранными дизайнерами, что оказывает стимулирующее воздействие, как на развитие форм, так и на укрепление профессиональных контактов. Не стоит забывать и о том, что Швеция стала более интересным местом для бизнеса, что убедительно доказала Международная мебельная ярмарка в Стокгольме. В течение последних лет ярмарка приобретает все большее значение для экспонентов, посетителей и журналистов из Швеции и других стран.

Культуру производства меняет отношение к вопросам экологии. Все больше шведов отдают предпочтение натуральным материалам, долговечным предметам, эко логичному транспорту. Тренд на ответственное потребление изменяет предпочтения потребителей - в Швеции новая волна интереса к винтажному дизайну. К главному достижению последних лет можно отнести понимание ответственности дизайна за весь цикл вещей: от производства до утилизации использованных вещей. Шведский дизайн идет вровень с потребностями покупателей на экологичные товары, переработанные материалы и новые энергоэффективные технологии. В этом направлении присутствует направляющая в будущее.

Выводы. Дизайн в 21 столетии получил наивысшее развитие, сформировался в определенную ветвь прогресса. Дизайн тесно взаимодействует с потребностями производства и рынка. Целью исследований рынка является повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Скандинавский дизайн, как особая ветвь в промышленном дизайне, доказал свою уникальность. Осознанное потребление и экологичность влияют по весь мир в целом. Появились уникальные новые имена в дизайне, новые инновационные проекты и технологии. Возрастают требования к дизайнерам, к их профессиональному уровню подготовки и образования. Дизайнер должен владеть новейшими креативными технологиями для успешной конкуренции на рынке товаров.

Библиография
1.
Хавронин С. Специфика скандинавского общества как фактор стимулирования инноваций // Вестник Института экономики российской академии наук. 2012. № 4. С. 136-146.
2.
Плевако Н. Шведская модель: прошлое и настоящее / Центр партийно-политических исследований Института Европы РАН. // Аналитическая записка. 2015. №11. - http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an11.pdf
3.
Новикова К. С. Креативная экономика как драйвер роста: мировой и российский опыт // Новые технологии. 2019. № 2 (48). С. 175-184.
4.
Хокинс Джон. Креативная экономика. Москва: Классика-XXI, 2011. 256 с.
5.
Креативные индустрии. Современные тренды развития регионов: материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации //Аналитический вестник. 2020. Октябрь. № 13 (756). -http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/121689/
6.
Национальные школы дизайна. Шведская и скандинавская модель. - https://studfile.net/preview/3292485/page:46/
References (transliterated)
1.
Khavronin S. Spetsifika skandinavskogo obshchestva kak faktor stimulirovaniya innovatsii // Vestnik Instituta ekonomiki rossiiskoi akademii nauk. 2012. № 4. S. 136-146.
2.
Plevako N. Shvedskaya model': proshloe i nastoyashchee / Tsentr partiino-politicheskikh issledovanii Instituta Evropy RAN. // Analiticheskaya zapiska. 2015. №11. - http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an11.pdf
3.
Novikova K. S. Kreativnaya ekonomika kak draiver rosta: mirovoi i rossiiskii opyt // Novye tekhnologii. 2019. № 2 (48). S. 175-184.
4.
Khokins Dzhon. Kreativnaya ekonomika. Moskva: Klassika-XXI, 2011. 256 s.
5.
Kreativnye industrii. Sovremennye trendy razvitiya regionov: materialy zasedaniya Soveta po razvitiyu sotsial'nykh innovatsii sub''ektov Rossiiskoi Federatsii pri Sovete Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii //Analiticheskii vestnik. 2020. Oktyabr'. № 13 (756). -http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/121689/
6.
Natsional'nye shkoly dizaina. Shvedskaya i skandinavskaya model'. - https://studfile.net/preview/3292485/page:46/

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования является становление и распространение такого явления, как скандинавский дизайн. Автор рассматривает истоки этого направления в дизайне, причины его популярности как в ХХ, так и в ХХI в., основные особенности стиля и принципы эргономики и визуального комфорта, лежащие в его основе.

Методология исследования основана на анализе источников, как по истории искусства, так и истории экономики и социальной политики. Междисциплинарный подход позволяет более полно раскрыть суть явления и его наиболее значимые черты.

Актуальность исследования обусловлена тем, что скандинавский дизайн со времени своего возникновения продолжает оставаться одним из ведущих направлений в дизайне интерьеров уже. Важный для современного общества тренд на экологичность и ответственное потребление, воплощающийся в творчестве скандинавских, прежде всего светских, дизайнеров, придает явлению дополнительную значимость для современного общества.

Научная новизна представленной статьи обусловлена анализом новейших тенденций в скандинавском дизайне, таких как использование систем умного дома, обращение к более ярким краскам, энергоэффективность.

Статья посвящена исследованию такого явления, как скандинавский дизайн. Термин, возникший в 1951 г., описывает модернистский тренд в архитектуре и дизайне, получивший популярность в середине XX в., который основывался на использовании скандинавских художественных традиций и предлагал новый образ жилой среды.
Важным аспектом, связанным с социальной политикой властей в странах Скандинавии, стал упор на экономичность и доступность предметов интерьера. Создание доступной каждому визуально комфортной среды стало целью дизайнеров и предопределило экономический успех и популярность этого направления. Еще одной особенностью стиля является практичность – стремление использовать минимум вещей, ограничиваясь лишь необходимым, и сочетать это с яркими декоративными элементами.
Автор справедливо отмечает, что скандинавский дизайн, возникший изначально как этническое направление, превратился со временем в международный стандарт комфортной среды, популярный во всем мире, каковым и является в настоящее время. Принципы, лежащие в основе скандинавского дизайна, по-прежнему актуальны и не претерпели изменений, новшества касаются в основном тренде на использование новых материалов и современных технологий.
Результаты исследования изложены в статье логично и последовательно, время доступным для восприятия языком. В качестве замечания можно отметить, что, говоря о становлении скандинавского дизайна и его современном бытовании, автор не упоминает имена или названия компаний (за исключением одной), которые внесли вклад в развитие этого направления в дизайне. Упоминание основных вех сделало бы статью более полной. Тем не менее, это замечание не умаляет достоинств представленного текста.

Библиографический список включает 6 источников на русском языке. Отсутствие в списке источников исследований иностранных авторов также можно указать как недостаток работы.

Статья информативна, выполнена на высоком научном уровне и несомненно вызовет интерес не только у специалистов по истории дизайна, но и у широкого круга читателей.

Статья может быть рекомендована к изданию в журнале «Архитектура и дизайн».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"