Статья 'Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект

Хороших Павел Павлович

Дальневосточный федеральный университет, Школа искусств и гуманитарных наук, Департамент психологии и образования; Школа педагогики, лаборатория цифровой педагогики

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

Khoroshikh Pavel Pavlovich

Postgraduate student. the department of Psychology and Education, Far Eastern Federal University, School of Arts and Humanities

690091, Russia, Primoskii krai, g. Vladivostok, ul. Sukhanova, 8

khoroshikh.pavel@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Сергиевич Александр Александрович

кандидат биологических наук

заведующий медико-биологической лабораторией Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, заместитель директора Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

Sergievich Aleksandr Aleksandrovich

PhD in Biology

Head of Medical-Biological Laboratory, School of Art and Humanities, Far Eastern Federal University; Deputy Director of Far Eastern Scientific Center of the Russian Academy of Education
 

Far-Eastern Federal University, Sukhanov ulitsa 8, Vladivostok, Primorskiy krai 690950 Russia;
sergievich.aa@dvfu.ru
 

altexes@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Баталова Татьяна Анатольевна

доктор биологических наук

заведующий кафедрой физиологии и патофизиологии, ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, ведущий научный сотрудник лаборатории цифровой педагогики Школы педагогики ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет"

675001, Россия, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95

Batalova Tat'yana Anatol'evna

Doctor of Biology

Head of the department of Physiology and Pathophysiology, Amur State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia; Leading Scientific Associate of the Laboratory of Digital Pedagogy of Far Eastern Federal University

675001, Russia, Amurskaya oblast', g. Blagoveshchensk, ul. Gor'kogo, 95

batalova_ta@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0722.2021.1.34819

Дата направления статьи в редакцию:

10-01-2021


Дата публикации:

18-03-2021


Аннотация: Статья посвящена обсуждению возможных психофизиологических и физиологических реакций детского организма в процессе его погружения в иммерсивную среду. Авторами приводится обоснование возможности объединения технологий виртуальной и дополненной реальностей в единый иммерсивный подход, который позволяет рассматривать данные технологии с точки зрения их возможного воздействия на сенсорные системы организма (модальности) и получаемый в результате физиологический ответ. При этом самую среду следует понимать как иммерсивную, то есть мультимодальную. Авторами уделяется внимание на психофизиологическом обосновании эффекта присутствия, создаваемого иммерсивной средой, как механизма интеграции сенсорных систем. В статье дается обоснование наблюдаемых негативных психофизиологических реакций организма как возможное проявление симптомов киберболезни. При этом приводятся две основные теории данного феномена и их возможный вклад в обсуждение киберболезни, в том числе при ее проявлении у детей в учебном процессе, и ограничения. Также приводится ряд факторов, которые могут служить причиной проявления киберболезни у детского населения. Отдельное внимание авторы уделяют роли используемого технического оборудования (прежде всего устройств вывода изображения) и характеристик программного обеспечения, которые могут оказать влияние на возможные психофизиологические реакции организма.


Ключевые слова: виртуальная реальность, иммерсивная среда, киберболезнь, сенсорные системы, возрастная психофизиология, физиологический ответ, эффект присутствия, технологии обучения, эффект мерцания, положение тела

проект № FZNS-0657-2020-0009 «Разработка педагогических условий
применения VR/AR, AI технологий в образовательном процессе» в рамках
государственного задания Минобрнауки России в сфере научной деятельности

Abstract: This article is dedicated the discussion of possible psychophysiological and physiological responses of the child's body being in the immersive environment. The authors substantiate the feasibility of incorporating the technologies of virtual and augmented reality into a single immersive approach, which allows viewing these technologies from the perspective their potential impact upon sensory systems of the body (modalities) and the resulting physiological response. The environment itself should be interpreted as immersive, i.e. multimodal. Attention is given to the psychophysiological substantiation of the presence effect created by the immersive environment, as a mechanism for integration of sensory systems. The article analyzes the negative psychophysiological responses of the body as a possible manifestation of the symptoms of cybersickness. The article introduces the two main theories of this phenomenon and their potential contribution to the discussion of cybersickness, including its manifestation in in the educational process, and restrictions. The author describes a number of factors, which may be the cause for cybersickness among children. Particular attention is paid to the role of technical equipment (first and foremost, the image output devices) and software characteristics, which can affect the possible psychophysiological responses of the body.



Keywords:

education methods, presence effect, physiological response, age-related psychophysiology, sensory systems, cybersickness, immersive environment, virtual reality, flicker effect, position of the body

Введение

Трансформация образовательного пространства, которая началась в 90-х годах, и продолжается до сих пор, одной из важных задач ставит разработку и внедрение новых образовательных технологий и методов, основанных на интеграции и взаимодействии человека с компьютерной системой (human-computer interaction, HCI) [1, c. 174]. При этом, данный подход основан на использовании различных человеко-машинных интерфейсов, которые позволяют создать эффект трехмерного окружения, где пользователь взаимодействует с виртуальными объектами, а не с изображениями данных предметов. Технологически это раскрывается через использование технологий дополненной и виртуальной реальности [2, c. 385].

Данные технологии могут быть объединены в единый подход, который подразумевает переход от мультимедийного восприятия к мультимодальному, то есть восприятие событий с предельно возможной детализацией и погружением. Как отмечает А. Романова, с точки зрения психологического обоснования данного процесса, он может быть раскрыт в качестве такого подхода, как иммерсивное моделирование [3]. В обозначенном подходе основной технологией реализации процесса иммерсивности и его моделирования выступает технология виртуальной реальности, то есть создания интерактивной среды погружения, которая помимо зрительного восприятия, включает в себя еще слуховое и тактильное, что позволяет оказывать воздействие на большинство модальностей.

Таким образом, реализация иммерсивного подхода основана на механизмах воздействия на сенсорные системы организма. Понимание психофизиологических процессов работы сенсорных систем человека, погружаемого в данную среду, его реакций дает возможность оценить полноту погружения в виртуальную среду с учетом различных индивидуальных психофизиологических аспектов функционирования организма, выявить положительные и отрицательные аспекты данного процесса, а также определить возможные риски для лиц различного возраста, прежде всего для детей. Следует учитывать необходимость формирования чувства меры, осознания целеполагания использования имерсивных сред, прежде всего при использовании подобных технологий в общем образовании. Однако на сегодня отсутствуют работы, в которых отражается комплексный подход к оценке психофизиологических факторов, как положительных, так и отрицательных при погружении человека, прежде всего ребенка, в иммерсивную образовательную среду.

Феномен присутствия в иммерсивной образовательной среде

Одним из важных факторов эффективности взаимодействия в иммерсивной среде, по мнению большинства исследователей, является феномен присутствия. Под присутствием понимается чувство реальности взаимодействия, часто выражающееся в иллюзии физического переноса в иммерсивное пространство. Однако, как показывают исследования зарубежных исследователей [4,5], погружение взрослого в подобные условия сопряжено с чувством безопасности, о чем свидетельствует ряд психофизиологических реакций организма (сердечный ритм, показатель кожно-гальванической реакции). Дети же наоборот, демонстрируют иные реакции, которые могут свидетельствовать о более глубоком процессе погружения и восприятия иммерсивной среды как реально существующей. Как следствие, влияние контекста иммерсивной среды могут оказывать гораздо значительное как положительное, так и отрицательное воздействие.

Стоит отметить, что при обсуждении феномена присутствия важно учитывать, что сам феномен является двухкомпонентным и включает в себя погружение и вовлеченность [6]. Мы считаем возможным предполагать, что погружение является компонентом первого порядка, включая в себя набор психофизиологических характеристик, формируемых у человека в процессе погружения в иммерсивную среду. Данный тезис можно обосновать рядом факторов, которые проявляются в погружении: изоляция, включение себя в среду, взаимодействие и контроль, восприятие движения. Изоляция подразумевает восприятие человеком только тех стимулов, которые генерируются используемым программными и техническими средствами, и полное переключение сенсорных систем с отключением внимания на стимулы реального мира – звуки, зрительные стимулы, кинестетическое восприятие. Включение в иммерсивную среду является процессом интеграции работы сенсорных систем по восприятию той среды, которая демонстрируется человеку, данный процесс создает обсуждаемый выше феномен присутствия, а также побуждает человека к взаимодействию с виртуальными объектами и вовлекает его в происходящие события. Качество демонстрируемой иммерсивной среды, наличие приближенных к естественным стимульных объектов (освещение, возможность перемещения в пространстве, четкость объектов и их реалистичность) оказывают воздействие на процессы как взаимодействия, так и контроля. Чем выше качество, тем ниже процессы контроля, но выше процессы взаимодействия. В данном случае мы понимаем под контролем осознанность погруженного человека о том, что он находится в иммерсивной среде, что ведет к контролю его поведения (понимание границ иммерсивной среды, взаимодействие с объектами как не-реально существующими). Еще одним фактором является кинестетическое восприятие (проприорицепция), которое включает в себя ощущение перемещения в иммерсивной среде и может реализовываться как физически, так и виртуально (перемещение с помощью программного обеспечения).

Психофизиологический ответ при погружении в иммерсивную образовательную среду

Указанные факторы погружения представляют собой совокупность физиологических реакций организма в ответ на те воздействия, которые создаются иммерсивной средой. При этом каждая из реакций имеет индивидуальные половозрастные особенности, которые следует учитывать при использовании иммерсивных сред, в том числе и в учебном процессе. В качестве примера можно привести роль вестибуло-окулярного рефлекса при восприятии иммерсивной среды. Данный рефлекс позволяет при перемещении в реальном пространстве воспринимать предметы как неподвижные, что возможно благодаря стабилизации изображения на сетчатке глаза как во время движений головы при ходьбе, так и иных перемещениях [7]. Однако, как указывают ряд разработчиков программного и технического обеспечения, при разработке иммерсивных сред указанный рефлекс не генерируется естественным путем при проекции пространства через дисплеи, вмонтированные в шлемы виртуальной реальности или иные технические средства вывода изображения. Технически изображение, которые передается на средство вывода, следует движению головы и иным кинестетическим реакциям, что служит причиной того, что иммерсивная среда поворачивается в том же направлении, куда движется голова человека. На сегодня решением данной проблемы служит регистрация движения головы во время погружения и создание эффекта движения иммерсивной среды в направлении, которое противоположно движению головы посредством смены изображения на средствах вывода. При этом достижение максимально качественной замещающей реакции вестибуло-окулярного рефлекса возможно при точной координации кинестетических реакций человека и проецируемого изображения как во времени, так по амплитуде и направлению. Нарушение координации служит причиной ощущения дискомфорта, головокружения, боли в глазах, а в некоторых случаях и тошноты [8]. С учетом того, что повышенная двигательная активность у детей по сравнению со взрослым населением носит физиологически предрасположенный характер, обусловленный потребностью в изучении нового пространства и адаптационных процессах, координация кинестетических реакций и иммерсивной среды должна быть гораздо четче, что не всегда технически возможно. Это служит возможной причиной проявления негативных психофизиологических реакций, указанных выше, во время погружения в иммерсивную среду.

Киберболезнь как проявление негативного психофизиологического ответа

Ряд авторов объединяют негативный психофизиологический ответ при погружении в иммерсивную среду в единый синдром, который получил название киберболезнь [9, 10].

При этом на настоящий момент фокус внимания с киберболезни как заболевания, требующего лечения, смещается на изучение данного феномена в качестве естественного физиологического ответа организма на помещение в иммерсивную среду и появление необычных сенсорных стимулов, требующих соответствующей реакции со стороны организма.

Стоит отметить, что изучение киберболезни относится к одному из новых и до конца не изученных явлений, возникших посредством развития программного обеспечения и технических устройств и их распространения как инновационных технологий, прежде всего в образовательном пространстве. Это послужило причиной того, что данный синдром получил изначально сравнительную физиологическую теорию возникновения, основанную на сравнении психофизиологических и физиологических реакций при погружении в иммерсивную среду с морской болезнью. В обоих случаях происходит нарушение работы сенсорных систем, что дало возможность проведения сравнения данных синдромов. При описании морской болезни в основу положено предположение, что существуют филогенетические реакции на отравление организма, которые проявляются в комплексной реакции организма, состоящей из различных сенсорных реакций, таких как зрительные, вестибулярные и иные. Интеграция данных сенсорных реакций имеет своей целью создание единой физиологической системы дальнего обнаружения отравления и избавления организма от содержимого желудка как защитной реакции. Нарушение в получаемых зрительной и вестибулярной системами сигналов при морской болезни расценивается организмом как возможное отравление, что ведет к появлению таких симптомов как тошнота, рвота и иное. Cуществует ряд замечаний, не позволяющих полностью принять данный сравнительный подход. Прежде всего, проявление одних и тех же физиологических реакций у лиц с киберболезнью, как и при морской болезни, наблюдается не всегда и может состоять лишь из отдельных симптомов, что не позволяет объединить их в единый синдром. Кроме этого, у данного подхода нет возможности построить прогноз, это лишь возможность фиксации наблюдаемых реакций. В аспекте обсуждения использования иммерсивных сред в процессе обучения детского населения данная теория имеет свои преимущества ввиду того, что согласно исследованиям, более половины детей страдают морской болезнью в ее классическом проявлении, и соответственно могут демонстрировать симптомы киберболезни довольно часто [11].

Cуществует также теория постуральной неустойчивости, которая сейчас активно обсуждается в аспекте киберболезни. Данная теория также связана с проведением аналогии наблюдаемой симптоматики при погружении в иммерсивную среду с морской болезнью. В общих чертах можно сказать, что постуральная неустойчивость – это нарушение в удержании равновесия, возникающие в определенной позе (при фиксации в статике) или при ее смене (при фиксации в динамике). В основе наблюдаемого симптома лежит нарушение в работе экстрапирамидной системы головного мозга, одной из функций которой является регуляция тонуса мышц с целью сохранения устойчивого положения в любой занимаемой человеком позе. В иммерсивной среде возникает нарушение информации, поступаемой от различных сенсорных систем. Демонстрация эффектов ускорения или поворота ведет к тому, что человек воспринимает эту информацию как истинно существующую ввиду поступления данной информации от зрительного и иногда слухового рецепторов. Однако происходит рассогласование, так как кинестетическая информация свидельствует о том, что человек стоит в устойчивой позе. Согласно зависимости интенсивности получаемого от зрительного и слухового анализаторов ощущения по сравнению с кинестетическими ощущениями и силой самого предьявляемого стимула (аудио-визуального ряда в иммерсивной среде), человек больше ориентируется на первые два ощущения, потому что они гораздо сильнее [12]. Это становится причиной покачиваний, неоправданных наклонов головы и туловища при динамическом аудио-визуальном ряде. В зависимости от силы эффекта возможны падения на устойчивой поверхности, резкие головокружения, тошнота и иные проявления киберболезни. При использовании иммерсивных сред в учебном процессе данное наблюдение является существенным при разработке программных продуктов с возможностью динамического перемещения – необходимо учитывать скорость и угол нахождения тела ребенка, который перемещается в иммерсивном пространстве для сохранения баланса между поступающими от сенсорных систем стимулами.

На основе озвученных выше теорий, связанных с психофизиологической и физиологической природой киберболезни, можно выделить ряд основных факторов, которые могут быть симптомами указанной болезни. Данная симптоматика наиболее часто проявляется у детей при их погружении в иммерсивные среды, что связано с процессами формирования различных корковых и подкорковых структур головного мозга, а также несовершенностью сенсорных систем ввиду их функционального созревания.

Прежде всего важно понимать о сенсорных ошибках, которые возникают в процессе отслеживания положения тела и головы. Это может быть вызвано тем, что проецируемое изображение не синхронизируется с кинетическими реакциями организма и идет с небольшими колебаниями, которые вызваны особенностями программного обеспечения и используемыми техническими средствами вывода и не контролируются со стороны человека, который погружен в иммерсивную среду. Это служит причиной возникновения противоречия с кинетическими ощущениями неподвижности собственного тела, что в конечном итоге ведет к головокружению и потере концентрации внимания.

Еще одним фактором можно назвать задержку ответной реакции иммерсивной среды и находящихся в ней объектов взаимодействия при воздействии на них человека. Показатель временного интервала и в целом разрыв в действиях человека и ответной реакцией иммерсивной среды на его активность может стать причиной возникновения тревожности, что в дальнейшем может послужить пусковым механизмом негативных психофизиологических реакций.

Важным фактором также может выступить эффект мерцания, который возникает на средствах вывода. Чем выше частота обновления экрана у используемого средства вывода, тем меньше наблюдаемый эффект мерцания. Однако при использовании некачественных технических средств и программного обеспечения может служить причиной возникновения эффекта мерцания. Данный эффект служит причиной формирования у человека таких негативных психофизиологических реакций, как усталость в глазах, что в свою очередь является одним из проявлений киберболезни.

Обозначенные выше факторы, влияющие на проявление симптомов киберболезни, напрямую зависят от того программного обеспечения, которые используется для создания иммерсивной среды (возможность перемещения, активность человека при перемещении в различных плоскостях), а также тех технических средств вывода, которые влияют на качество воспринимаемой сенсорными системами человека иммерсивной среды. Таким образом, очень важно приводить оценку как программного обеспечения, так и тех технических средств вывода, которые планируются к использованию в учебном процессе в целях предотвращения проявлений киберболезни у детского населения.

Индивидуальные особенности психофизиологического ответа

Отдельное внимание стоит уделить тем индивидуальным особенностям, которые характерны детям при их погружении в иммерсивную среду. Данные особенности в настоящий момент изучены недостаточно полно и подобные исследования могут оказать важное влияние на развитие технологий использования иммерсивной среды в образовательном процессе. Ширина индивидуальных полей зрения каждого глаза (при этом поле зрения здорового человека образуется наложением полей зрения обоих глаз) связана с восприятием эффекта мерцания, возникающего при проецировании иммерсивной среды. Чем шире у человека поле зрения, тем больше вероятность возникновения у него негативных психофизиологических реакций от данного эффекта, так как периферия глаза наиболее чувствительна и на границе поля зрения сенсорная зрительная система может распознавать мерцание наиболее четко [13]. Важно понимание самочувствия человека, который погружается в иммерсивную среду. Такие физиологические состояния организма, как усталость (при использовании иммерсивной среды во второй половине дня либо после уроков с повышенной когнитивной или физической нагрузкой), эмоциональный стресс, вызванный различными причинами, а также такие нарушения в работе организма как расстройства желудка, заболевания, такие как грипп или насморк, боль в ушах или горле могут послужить основой для формирования негативных психофизиологических реакций, свойственных для киберболезни. Значение имеет и то положение, которое занимает человек при погружении в иммерсивную среду. Большинство программного обеспечения направлено на взаимодействие с иммерсивной средой в положении стоя или сидя. При этом использование программного обеспечения, проецирующего иммерсивную среду с учетом положения стоя не всегда возможно в условиях образовательного процесса. Зачастую данный фактор не учитывается, несмотря на то, что это приводит к постуральной неустойчивости, теория которой описана выше, ввиду несогласованности поступающей информации от различных сенсорных систем, и проявлению всей симптоматики киберболезни. Возможность контролировать происходящую в иммерсивной среде ситуацию может оказывать воздействие на проявление киберболезни. При пассивном нахождении в иммерсивной среде без возможности перемещения в пространстве, взаимодействия с объектами среды и проведения каких-либо действий, создающих обратную связь, возможны возникновения симптомов киберболезни.

Выводы

Таким образом, можно сделать отдельные выводы, связанные с психофизиологическими особенностями использования иммерсивной среды как мультимодальной технологии, оказывающей влияние на различные сенсорные системы организма. По нашему мнению, именно такой подход позволяет провести оценку воздействия, которые данная технология оказывает на человека, погруженного в данную среду, в том числе и на ребенка в условиях образовательного процесса. При этом стоит выделить две важных группы факторов: программное обеспечение и технические характеристики используемого оборудования, а также индивидуальные психофизиологические и физиологические характеристики организма человека. При этом координация взаимосвязи данных факторов даст возможность использовать иммерсивную среду в наиболее оптимальных условиях и создавать такие среды, в которые возможно максимальное снижение негативных психофизиологических факторов, которые характеризуют симптомокомплекс киберболезни.

Библиография
1.
Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ: педагогика и психология. 2019. №1 (26). С. 174-178
2.
Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Виртуальные технологии — новые перспективы в системе обучения //В сборнике: Информационные технологии в образовании. Саратовский государственный университет. 2015. С. 382-387.
3.
Романова А., Готская И. Б., Шуклин Д. А. Анализ понятийного ряда виртуальной реальности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №3 (27). С. 58-60
4.
Masci, J., Bronstein, M.M., Bronstein, A.M., Schmidhuber, J., 2014. Multimodal similarity-preserving hashing. IEEE Trans. Pattern Anal. Mach. Intell. 36 (4), 824–830.
5.
Shute, V.; Rahimi, S.; Emihovich, B. Assessment for Learning in Immersive Environments. In Virtual, Augmented, and Mixed Realities in Education; Springer: Cham, Switzerland, 2017; pp. 71–87
6.
Авербух Н.В., Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 105-113
7.
Goldberg M.E., Hudspeth A.J. Th e vestibular system // In: Th e principles of neuroscience / Eds: E.R. Kandel, J.H. Schwartz, T.M. Jessel. — 2000. — P. 801–814.
8.
Устинова К. И., Черникова Л. А. Виртуальная реальность в нейрореабилитации // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2008. №4. С. 34-38
9.
Chardonnet J-R, Mirzaei MA, Merienne F (2017) Features of the postural sway signal as indicators to estimate and predict visually induced motion sickness in virtual reality. Int J Hum–Comput Interact 33(10):771–785. URL: https://doi.org/10.1080/10447318.2017.1286767 (дата доступа 02.01.2021)
10.
Lou, R., & Chardonnet, J.-R. (2019), Reducing Cybersickness by Geometry Deformation, in IEEE Virtual Reality (VR), pp. 1058-1059. https://doi.org/10.1109/vr.2019.8798164
11.
Холин А. А., Холина Е. И. Кинетозы, или синдромы укачивания: лечение и профилактика // МС. 2011. №11-12. С. 45-50
12.
Лобкаев Ю. Я. Анализ процесса обработки информации биологической системой в свете новейших достижений психофизиологии // Вестник ННГУ. 2011. №2-2. С. 277-282
13.
Афоньшин В. Е., Роженцов В. В. Технология измерения критической частоты световых мельканий // Кибернетика и программирование. 2018. №4. С. 37-43
References
1.
Kornilov Yu. V. Immersivnyi podkhod v obrazovanii // ANI: pedagogika i psikhologiya. 2019. №1 (26). S. 174-178
2.
Veshneva I.V., Singatulin R.A. Virtual'nye tekhnologii — novye perspektivy v sisteme obucheniya //V sbornike: Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Saratovskii gosudarstvennyi universitet. 2015. S. 382-387.
3.
Romanova A., Gotskaya I. B., Shuklin D. A. Analiz ponyatiinogo ryada virtual'noi real'nosti // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. №3 (27). S. 58-60
4.
Masci, J., Bronstein, M.M., Bronstein, A.M., Schmidhuber, J., 2014. Multimodal similarity-preserving hashing. IEEE Trans. Pattern Anal. Mach. Intell. 36 (4), 824–830.
5.
Shute, V.; Rahimi, S.; Emihovich, B. Assessment for Learning in Immersive Environments. In Virtual, Augmented, and Mixed Realities in Education; Springer: Cham, Switzerland, 2017; pp. 71–87
6.
Averbukh N.V., Psikhologicheskie aspekty fenomena prisutstviya v virtual'noi srede // Voprosy psikhologii. 2010. № 5. S. 105-113
7.
Goldberg M.E., Hudspeth A.J. Th e vestibular system // In: Th e principles of neuroscience / Eds: E.R. Kandel, J.H. Schwartz, T.M. Jessel. — 2000. — P. 801–814.
8.
Ustinova K. I., Chernikova L. A. Virtual'naya real'nost' v neiroreabilitatsii // Annaly klinicheskoi i eksperimental'noi nevrologii. 2008. №4. S. 34-38
9.
Chardonnet J-R, Mirzaei MA, Merienne F (2017) Features of the postural sway signal as indicators to estimate and predict visually induced motion sickness in virtual reality. Int J Hum–Comput Interact 33(10):771–785. URL: https://doi.org/10.1080/10447318.2017.1286767 (data dostupa 02.01.2021)
10.
Lou, R., & Chardonnet, J.-R. (2019), Reducing Cybersickness by Geometry Deformation, in IEEE Virtual Reality (VR), pp. 1058-1059. https://doi.org/10.1109/vr.2019.8798164
11.
Kholin A. A., Kholina E. I. Kinetozy, ili sindromy ukachivaniya: lechenie i profilaktika // MS. 2011. №11-12. S. 45-50
12.
Lobkaev Yu. Ya. Analiz protsessa obrabotki informatsii biologicheskoi sistemoi v svete noveishikh dostizhenii psikhofiziologii // Vestnik NNGU. 2011. №2-2. S. 277-282
13.
Afon'shin V. E., Rozhentsov V. V. Tekhnologiya izmereniya kriticheskoi chastoty svetovykh mel'kanii // Kibernetika i programmirovanie. 2018. №4. S. 37-43

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – психофизиологические аспекты использования иммерсивных сред учебного назначения.

Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением методов анализа, обобщения, сравнения, синтеза.

Актуальность исследования определяется всё более широким распространением систем виртуальной, дополненной реальности (в том числе в учебном процессе), необходимостью их изучения и проектирования, включая психофизиологические аспекты.

Научная новизна автором в явном виде не представлена и, по-видимому, связана со сформулированными выводами о психофизиологических особенностях использования иммерсивной среды как мультимодальной технологии, оказывающей влияние на различные сенсорные системы организма. При этом выделяются следующие группы факторов: программное обеспечение, технические характеристики используемого оборудования, индивидуальные физиологические и психофизиологические характеристики организма человека. Учёт и координация взаимосвязи данных факторов позволяет использовать и проектировать иммерсивные среды оптимальным образом, обеспечивая снижение негативных воздействий, характеризующих симптом киберболезни.

Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный. Материал имеет обзорно-реферативный характер.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Актуальность (трансформация образовательного пространства, разработка и внедрение новых образовательных технологий и методов, основанных на интеграции и взаимодействии человека с компьютерной системой (human-computer interaction, HCI), использование человеко-машинных интерфейсов, эффект трехмерного окружения, использование технологий дополненной и виртуальной реальности, переход от мультимедийного восприятия к мультимодальному, восприятие событий с предельно возможной детализацией и погружением, психологическое обоснование данного процесса), Реализация иммерсивного подхода (иммерсивное моделирование, воздействие на сенсорные системы организма, полнота погружения в виртуальную среду с учетом различных индивидуальных психофизиологических аспектов функционирования организма, положительные и отрицательные аспекты процесса, возможные риски для лиц различного возраста, прежде всего детей, феномен присутствия, погружение в иммерсивное пространство взрослых и детей, погружение и вовлеченность), Киберболезнь (негативный психофизиологический ответ при погружении в иммерсивную среду, сравнение психофизиологических и физиологических реакций при погружении в иммерсивную среду с морской болезнью, теория постуральной неустойчивости, симптомы болезни – сенсорные ошибки, задержка ответной реакции иммерсивной среды и находящихся в ней объектов взаимодействия при воздействии на них человека, эффект мерцания, оценку программного обеспечения и технических средств вывода, индивидуальные особенности при погружении в иммерсивную среду), Заключение (выводы), Библиография.

Содержание в целом не соответствует названию. Речь идёт, в основном, о психофизиологических аспектах иммерсивных сред, но не об их использовании в учебном процессе. Примеры такого использования не представлены, какие конкретно среды (программные продукты, техническое обеспечение и т.п.) могут быть задействованы в обучении, по каким предметам, с какими целями и результатами – также неясно.

Библиография включает 13 источников отечественных и зарубежных авторов –научные статьи. Библиографические описания некоторых источников требуют корректировки в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
1. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // АНИ (???): педагогика и психология. 2019. №1 (26). С. ???–??? (ЗДЕСЬ И ДАЛЕЕ).
2. Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Виртуальные технологии — новые перспективы в системе обучения // Информационные технологии в образовании : Тип сборника???. Место издания ??? : Саратовский государственный университет, 2015. С. 382–387.
4. Masci J., Bronstein M. M., Bronstein A. M., Schmidhuber J. Multimodal similarity-preserving hashing // IEEE Trans. Pattern Anal. Mach. Intell. 2014. Vol. 36. № 4. Р. 824–830.
5. Shute, V.; Rahimi, S.; Emihovich, B. Assessment for Learning in Immersive Environments // Virtual, Augmented, and Mixed Realities in Education; Cham, Switzerland : Springer, 2017. P. 71–87.
7. Goldberg M. E., Hudspeth A. J. The vestibular system // The principles of neuroscience / eds. E. R. Kandel, J. H. Schwartz, T. M. Jessel. Место издания ??? : Наименовнаие издателсьтва ???, 2000. P. 801–814.
11. Холин А. А., Холина Е. И. Кинетозы, или синдромы укачивания: лечение и профилактика // МС (???). 2011. № 11–12.

Апелляция к оппонентам (Корнилов Ю. В., Вешнева И. В., Сингатулин Р. А., Романова А., Готская И. Б., Шуклин Д. А., Авербух Н. В., Устинова К. И., Черникова Л. А., Холин А. А., Холина Е. И., Лобкаев Ю. Я., Афоньшин В. Е., Роженцов В. В., Masci J., Bronstein M. M., Bronstein A. M., Schmidhuber J., Shute V., Rahimi S., Emihovich B., Goldberg M. E., Hudspeth A. J., Chardonnet J-R., Mirzaei M. A., Merienne F., Lou R., Chardonnet J.-R.) имеет место.

В целом материал может представлять интерес для читательской аудитории, однако рукопись нуждается в доработке, после чего может быть рассмотрена на предмет публикации в одном из изданий психологического профиля. Соответствие тематике журнала «Педагогика и просвещение» не очевидно.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью
«Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект»

Предмет исследования – анализ современных технологий трансформации образовательного пространства на основе иммерсионного подхода.
В рамках исследования автор изучает заявленный предмет с точки зрения выявления разных направлений, которые представлена в современной науке.
Методология исследования в целом соответствует заявленной теме.
Так, в ней применены методы обобщения литературных данных (материалы и исследования отечественных и зарубежных учёных), методы анализа наработанных в науке подходов к заявленной теме.
К сожалению, слабо представлена методология сравнительного и ретроспективного исследования, хоты в рамках данной работы напрашивается именно сравнение подходов и описание динамики формирования научных взглядов, формирования научных школ в области исследования иммерсивной образовательной среды.
Эмпирическая часть исследования отсутствует, но это вполне вписывается в заявленный предмет исследования.
Таким образом, с методологической точки зрения статья достаточно соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям.
Актуальность работы связана с повышенным вниманием к изучению цифровизации в образовательной среде, использованию трекерных систем, их воздействию, на сенсорные системы организма. Автор, к сожалению, говоря об актуальности данной темы, не подтверждает это статистическими данными, материалами нормативно-правовых актов. Например, утверждение о том, что «началась трансформация образовательного пространства» не подкреплено аргументами.
Новизна представленной статьи прослеживается в решении узкоспециализированной проблемы иммерсивного подхода в образовании. Но в самом исследовании с точки зрения новизны решение не найдено. Было бы отлично, если бы авторы представили сравнительный анализ современных исследований по заявленной теме в российской науке и за рубежом. Тогда новизна исследования была бы неоспариваемой.
Стиль, структура, содержание.
Статья структурирована. В ней представлены введение, основная и заключительная части.
Во введении коротко обоснована актуальность заявленной темы. Но требуется объяснение терминологической канвы исследования. Например, что автор понимает под терминами «мультимедийное восприятие», «мультимодальное восприятие», «иммерсивность» и пр. По этому поводу существуют разные походы отечественных и зарубежных авторов. Важно расшить этот вопрос.
В основной части автор перечисляет основные факторы, определяющие возможности комплексного подхода к изучению иммерсивной образовательной среды:
 Феномен присутствия в иммерсивной образовательной среде;
 Психофизиологический ответ при погружении в иммерсивную образовательную среду;
 Киберболезнь как проявление негативного психофизиологического ответа;
 Индивидуальные особенности психофизиологического ответа.
В статье представлены различные теории, но автор не обозначает их авторов и корректное название. Например, «теория постуральной неустойчивости», которая со слов автора статьи «активно обсуждается в аспекте киберболезни»…кто автор теории, каковы научные обоснования и т.д.
Результаты исследования представлены описательно. Это не позволяет понять научную картину исследования и путает читателей в интерпретацией полученных в исследовании данных. Рекомендуется представить полученные результаты наглядно – например, в схеме или в таблице. Это позволит визуализировать полученные автором ценные результаты.
Прикладные результаты, которые представлены автором, вызывают массу вопросов, так как выводы не подкреплены эмпирическими данными, а строятся исключительно на субъективных высказываниях. Например:
- Мы считаем возможным предполагать, что погружение является компонентом первого порядка…непонятно, почему именно такое предположение стало центральным тезисом статьи;
- Данный тезис можно обосновать рядом факторов…и автор просто их перечисляет, не приводя аргументов.
Оформление работы также в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на заявленную библиографию, но нет подкрепления данных ссылками на конкретные исследования, авторов.
С точки зрения стилистики текста также есть замечания. Например, тавтология типа «объединены в единый подход» недопустима в научных статьях.
Библиография достаточно скромная. В ней представлены 13 источников, в основном – статья из журналов, отсутствуют монографии, диссертационные исследования, которые важно проанализировать с учётом заявленной темы и методологии.
Апелляция к оппонентам:
Название статьи в целом отражает ее содержание. Методология статьи соответствует научному исследованию. Но требуется расшить терминологический аппарат статьи и представить в системе полученные результаты (желательно наглядно). Теоретический обзор по данной теме предполагает более глубокий сравнительный анализ научных подходов и исследований с конкретными примерами и аргументами, подкреплёнными цифровыми данными и выявленными закономерностями. Статья может быть рекомендована к публикации.
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории к статье может быть высоким. Интерес будет у социологов, методологов в области образовательных технологий, преподавателей и учителей.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"