Статья 'Комплексы традиционных женских головных уборов ногайцев' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Комплексы традиционных женских головных уборов ногайцев

Канокова Фатима Юрьевна

доктор искусствоведения

доцент, кафедра архитектурного проектирования, дизайна и декоративно-прикладного искусства, Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

360004, Россия, республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 226

Kanokova Fatima Yur'evna

Doctor of Art History

Docent, the department of Architectural Engineering, Design and Applied Arts, Kabardino-Balkaria State University named after H. M. Berbekov 

360004, Russia, respublika Kabardino-Balkariya, g. Nal'chik, ul. Chernyshevskogo, 226

f.kanokova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2018.4.26010

Дата направления статьи в редакцию:

12-04-2018


Дата публикации:

26-04-2018


Аннотация: Автор подробно рассматривает различные виды традиционных женских головных уборов ногайцев, бытовавших у всех этнографических групп, начиная с XIV в. (образование Ногайской Орды) и, заканчивая XX в., (завершающая стадия формирования народного ногайского женского костюма). Выявляет их знаковую функцию. Посредством комплексного анализа исследуемых объектов изучает их стилистику, технологию изготовления, техники декора, связи с обычаями и религиозными представлениями, что способствует вычленению детского, девичьего, свадебного и женского комплексов головных уборов. В связи с недостаточной изученностью исследуемого вопроса, помимо общих и частных методов культурологического и искусствоведческого исследования, использован метод полевой этнографии. Новизна исследования заключается в выявлении и комплексном анализе большого круга женских головных уборов, описанных и запечатлённых в письменных и изобразительных источниках, представленных в музейных и частных коллекциях в регионах компактного проживания отдельных этнографических групп ногайцев. Впервые выделены локальные особенности и общие характерные черты, выделяющие головные уборы ногаек в отдельную группу.


Ключевые слова:

Ногайцы, головной убор, галунная шапка, платок, вышивка, орнамент, караногайцы, бархат, коса, меховая шапка

Abstract: In her research Kanokova examines different kinds of traditional female headgear of the Nogais used by all Nogai ethnographic groups since the 14th (creation of the Nogai Horde) till the 20th century (the final stage of the development of the national Nogai female costume). The author of the article describes their sign function. By carrying out an integral analysis of the research objects, the author studies their stylistics, manifacturing technique, decoration technique, and relation to customs and religious concepts. This allows to define the infant, maiden, wedding and grown-up female headwear. Due to the insufficient study of the matter, the author has also used the method of field ethnography besides general and special cultural and art historical methods. The novelty of the research is caused by the fact that the author discovers and carries out an integral analysis of a wide range of female headgear kinds described or recorded in written or graphic sources and held in museum or private collections of regions where Nogai ethnographic groups live. For the first time in the academic literature the author defines local particularities and general features that define Nogai headgear as an individual type of headwear. 


Keywords:

nogai, headgear, laced hat, scarf, embroidery, decoration, karanogai, velvet, plait, fur hat

Традиционный ногайский женский костюм, аккумулируя в себе различные культурные напластования, сохранил самобытные и неповторимые компоненты, наделенные глубоким смыслом, закодированным в цветовых формулах и знаковых системах, установленных многовековыми законами.

Один из таких компонентов – головной убор. Будучи завершением многопредметного ансамбля, отражающим социальный и материальный статус своей владелицы, он является богатейшим информативно-насыщенным визуальным источником, изобилующим разнообразием форм, материалов и техник декора, что представляет большой интерес для искусствоведческого исследования.

Огромное влияние на становление его традиционных видов оказали следующие факторы – дисперсное проживание ногайцев, их тесные торгово-экономические связи с сопредельными народами, и сырьевая база. В историческом плане, большое значение имел период конца XVIII­­-начала XX вв., когда начался постепенный переход ногайцев от кочевого образа жизни к оседлому, что способствовало не только трансформации классического женского костюма, но и увеличению ассортимента головных уборов, творческой переработке их форм, и обогащению техник декора.

Будучи атрибутами, изготовленными из недолговечных материалов, таких как ткань, бархат, мех, кожа, сукно, сегодня, головные уборы ногайских женщин лишь фрагментарно представлены в музейных коллекциях, не используются они и в современном быту [6, с.81], что придает особую значимость настоящему исследованию.

Основными доступными изобразительными источниками являются зарисовки таких путешественников и художников XVII-XX вв., как Х. Гейслер, А. Олеарий, Я. Потоцкий, Д. Шлаттер, М. Тильке, Е. Лансерье, Ф. Черноусенко, а также фотоснимки Ф. Ордэна, Д. Никитина, Д. Ермакова, Р. Джуманова, В. Уразакаева и Ю. Карасова. Отрывочные сведения встречаются в письменных источниках этнографического характера и в фольклоре.

Имея обозначенный круг источников и полевой материал, найденный автором в ходе изысканий, в местах компактного проживания различных этнографических групп ногайцев, возможно изучить стилистические и технологические особенности изготовления, выявить знаковую функцию, определить связи с обычаями и религиозными представлениями, что поможет не только систематизировать полученные данные, но и выделить отдельные комплексы – детских, девичьих, свадебных и женских головных уборов.

Комплекс детских и девичьих головных уборов ногайцев включает в себя всевозможные ювелирные украшения, накосные повязки, матерчатые и меховые шапки, платки.

В косички маленьких девочек вплетали серебряные монетки и талисманы треугольной формы «дуважик». Распространенным головным убором была войлочная повязка, к которой, у висков, крепили серебряные подвески.

В холодное время года девочкам повязывали маленькие косыночки и надевали яркие матерчатые шапочки-тюбетейки, которые простегивали на вате. К ним также крепили всевозможные талисманчики, нашивали монетки, звенящие шарики и сердолики в серебряной оправе.

Девушки причесывали волосы гладко, на прямой пробор. С.Ш. Гаджиева отмечает, что «в концы кос вплетали длинные и широкие полосы материи – «шашбау» [1, с.142]. На фотоснимках конца XIX в., хранящихся в Астраханском краеведческом музее зафиксированы карагаш-ногайки, чьи косы украшены лентами с нашитыми серебряными монетами и колокольчиками. Описание подобных накосных украшений встречаются и у С. Г. Гмелина, он пишет: «… ленты у женщин и девушек астраханской группы имели отличительные признаки: девушки носили только ленты с серебряными украшениями, а замужние – шелковые или хлопчатобумажные, без серебра» [2, с.179].

У караногайских девушек накосники изготавливали из войлока, декорировали шерстяными нитями в технике узорного простегивания и аппликации. В декоре использовали орнаменты «уьш япырак» - трилистник и «дуважик» – талисман, имеющие обереговое значение. К концам лент привешивали серебряные монетки, звенящие бубенчики, подвески из драгоценных камней.

Кубанские ногайки надевали на косы бархатные чехольчики, украшенные золотной вышивкой и отороченные галуном ручного плетения. К нижней части накосника пришивали кисточки, оплетенные золотой нитью шарики, трехлепестковые розетки и монетки.

Девушки носили матерчатые шапочки «тахия» – неглубокие полусферические шапочки из сукна или бархата красного цвета, украшенные аппликативными нашивками, выполненными золотыми нитями в технике «вприкреп» или из вырезанных серебряных накладок. Основным мотивом для декора околыша служил «уьш япырак» – трилистник, «карлыгаш» – ласточка, «юрек» – сердце, «дуважык» – талисман, а донышко по центру украшал ромб с расходящимися крестообразно к краю шапочки листочками и сердечками. На макушку пришивали оплетенный золотым или серебряным шнуром шарик со свисающей до груди лентой из многолепестковых розеток и кисточек. Нередко, в басонную ленту вплетали монетки и бусинки. «Тахию» носили девочки с 9-10 лет, и когда девочка подрастала, о ней говорили: «Тахия ли къыз болган» (повзрослела) [1, с.145].

Просватанные девушки носили головной убор «силяуш». Р. Эркерт в работе «Кавказ и его народы» описал подобный головной убор у девушек из а. Исса-Хаджи: «Этот убор, шапочка или чепец, спереди по нижнему краю имеет от одного уха до другого оторочку из пестрой ленты, на которую нашита лобовая бахрома из тонких серебряных нитей, в форме спирали; далее располагается поперечная полоса, которая расшита конским волосом и серебром; следующая полоса состоит из маленьких круглых серебряных бляшек; затем следует маленькая четырехугольная серебряная бляшка и круглые пуговицы. Посередине находится бляха, украшенная стеклом и разноцветным камнем. У ушей, где кончается лобовая бахрома. Закреплены по две кисти длиной до 5 см, одна состоит из бисера, а другая – из серебра, с четырьмя маленькими колокольчиками» [12, с.41].

В холодное время года девушки носили меховые шапки «къундыз боьрк», их шили из меха речной выдры, с красным суконным донышком, на которое нашивали серебряный галун. Иногда, донышко изготавливали из бархата или плотного атласа, а вместо галуна использовали тесьму, сплетенную из золотых металлизированных нитей. Н. Ф. Дубровин писал, что «девушки до замужества вместо платка носят меховые шапочки с красными верхушками, обшиваемыми на кресте или серебряным галуном или тесемками из литого серебра с такою же серебряною маковкою на верхушке» [3, с.271], подобные сведения встречаются у С. В. Фарфоровского [10, с.203] и П. Небольсина [7, с.99] при описании головных уборов кундровских и кубанских ногайцев.

«Под меховой шапкой, а кубанские ногайки под большим платком почти всегда носили в виде косынок маленький платочек – явлыкъ или шокъана или новизну – бастарткъыш (караногайцы) – из тонких хлопчатобумажных тканей чаще из белой бязи» – пишет С. Ш. Гаджиева [1, с.150]. Богатство декора платков заключалось в изготовлении бахромы, сочетавшей в себе принципы и приемы узорного плетения.

Голова у юртовских девушек повязывалась двумя платками: концы первого распускаются назад, а второго – спереди узелком, коса выпускается поверх платья

Знаковую функцию в данном комплексе имел цвет головных уборов, девочки носили яркие повязочки и шапочки, основным декоративным элементом которых была ручная или машинная стежка, серебряные нашивки «дуважик», минералы и монетки. Девушки носили головные уборы красного цвета, который символизировал у ногайцев молодость, огонь и красоту. Их головные уборы изобиловали золотной вышивкой, басонными плетениями – оплетенными шариками, галунами, тесьмой и многолепестковыми розетками, в каждый узел которых «вкладывали» благие пожелания.

Комплекс свадебных головных уборов ногайцев представлен высокими матерчатыми шапками, свадебными чепцами и платками. «Невесты у кубанских ногайцев, а также у джембойлуковцев, етисанцев и едишкульцев, носили высокую шапку «окъа боьрк», у караногайцев – «теке боьрк», у карагаш-ногайцев – «кес боьрк», каждый из которых имел свои характерные особенности» [5, с.89].

Шапочка «окъа боьрк» – это галунная шапочка, ее изображение можно встретить на фотоснимках конца XIX-начала XX вв., рисунках путешественников, а также в экспозиции краеведческого музея г. Черкесска. Это высокая шапка из красного сукна или бархата обшитая в шесть-восемь рядов широкими галунами, чуть сужающаяся кверху, имеющая невысокое полусферическое донышко, украшенное по центру оплетенным золотыми шнурами шариком или серебряной маковкой в виде полумесяца или птички. У женщин навершие было в виде шарика. Описание встречается и у С. Ш. Гаджиевой: «Макушка шапочек невест в ряде случаев имела серебряные купола – «къумлама» – в виде полушария, нередко с небольшим четырехгранным шишаком на вершине купола, к которым прикрепляли платок – пишет она, отмечая, - в таком случае их в ряде мест называли «тах боьрк» – шапка-корона» [1, с.147].

Другой вид свадебной шапочки, бытовавший у караногайцев, это «теке боьрк» – козлиная шапка. В настоящее время такой головной убор не сохранился даже в качестве музейного экспоната, его можно описать лишь по фотоснимкам и этнографическим источникам – это шапочка в виде усеченного конуса, высотой 50-60 см, ее каркас изготавливали из древесной коры или специально обработанной козлиной кожи, затем его обтягивали бархатом. Декор верхней части такой шапочки состоял из аппликативных нашивок в виде стилизованного изображения роговидных завитков, а нижнюю часть украшали нашивками из серебряных накладок, монет, цепочек, драгоценных камней, кисточек, таким же способом декорировали ленты, свисающие от висков до груди.

«Этот старинный головной убор ногаек схож по форме и назначению с головным убором казашек и каракалпачек, известным под названием «саукеле» – пишет С. А. Токарев – однако, в отличие от казахского ногайский не перенасыщен украшениями [9, с.382].

Описание вышеуказанного головного убора встречаются у П. Небольсина: «Ногайские женщины низовьев Волги носили высокие шапки цилиндрической формы, чуть суженные в верхней части, «обложенные фольгой и снаружи, сверх фольги, обшитые серебряными и даже золотыми монетами. Около лба тоже навешивались монеты и в несколько рядов» [7, с.99].

Следующую группу головных уборов ногаек составляли всевозможные платки, а также свадебные покрывала. После свадьбы молодая женщина в знак замужества надевала белый платок – «тастар». Во время свадьбы на «тастар» надевали накидку в форме косынки с опускающимся сзади концом – «келиншек силяуш». Спереди на нее нашивали драгоценные камни, бисер, монетки, бубенчики, а на виски привешивали серебряные кисточки и подвески.

Бытовал и свадебный «силяуш», который украшали серебряными монетами, подвесками, полудрагоценными камнями. От височной части головного убора спускались длинные тесемки, на которые также были привешены украшения.

В свадебных головных уборах особую роль играли ювелирные украшения и богатство вышивки, которые, в совокупности со всем костюмным комплексом невесты, являлись показателями материального благосостояния семьи невесты. Изобилуя серебряными нашивками, звенящими полыми шариками, монетками, минералами в круглых, овальных и ромбовидных кастах, они не только отвлекали взгляд от лика новобрачной, но и, по древним верованиям ногайцев, отгоняли своим звоном злых духов.

Комплекс женских головных уборов ногайцев. Если девушкам разрешалось носить локоны и челку, то женщины прятали волосы под головной убор, а в концы кос вплетали обычные хлопчатобумажные ленты.

Как отмечалось выше, замужние женщины носили шапки до рождения первого ребенка, исключением являлась лишь высокая меховая шапка – «боьрк», бытовавшая, в основном, у караногайцев, а также ногайцев волжского низовья и северокрымских степей, сшитая из шкурок речной выдры, лисы, зайца или кролика. Такие шапки зафиксированы на рисунках путешественников и на фотоснимках вплоть до середины XX вв.

В этнографическом исследовании С. Ш. Гаджиевой указано, что к концу XIX-началу XX вв. меховые шапки бытуют реже, а в караногайской степи сохраняются в качестве головного убора только замужней женщины. Ногайки же, жившие на Кубани и в Терско-Сулакской низменности меховые шапки в это время не носили вовсе [1, с.143-144]. Подтверждением этого служит отсутствие фотоснимков и рисунков, содержащих изображение подобных головных уборов на женщинах этих этнических групп.

«Головной убор замужней женщины составляет небольшой платок или простой кусок холста, обматываемый вокруг головы, сверх которого накидывается неразлучный тастар (покрывало, опускающееся позади почти до пяток)» – писал Н. Ф. Дубровин [3, с.269]. По свидетельству Д. Шлаттера, под «тастаром» женщина носила другой «очень длинный узкий разноцветный платок «байлауш», который несколько раз обвязывает голову, а концы свисают на спине под тастаром» [11, с.165].

Юртовские женщины, прячут волосы под особую легкую повязку, называемую «тумар» или «хасине», поверх которой надевают шелковое покрывало «бастарткыш», спускающееся на спину.

На «бастарткыш» надевают «тастар» – большое белое кисейное покрывало, которым обвертывают голову, шею и грудь, и которое, закрывая женщину от подбородка до талии, спускается назад до подола. Именно «тастар» отличает замужнюю женщину от девушки. Если же женщина держала траур, то она надевала платок желтого цвета.

Таким образом, проведенное исследование дает основание, как для выделения локальных особенностей, так и для выявления общих закономерностей и самобытных черт. Головные уборы ногайских женщин имели не только функциональное назначение, но и являлись своего рода знаком, указывающим на многие аспекты жизни его владелицы, каждый из них имел определенную форму и принципы орнаментального оформления.

После «оседания на землю», головные уборы, вобрав в себя новые черты, стали более разнообразными, при этом, они не только обрели новое звучание, но и не утратили своей самобытности, что говорит не только о сохранении многовековых традиций, но и этнокультурной идентичности ногайского народа.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.