Рылева А.Н. —
Восемнадцать шагов
// Культура и искусство. – 2013. – № 5.
– С. 589 - 597.
DOI: 10.7256/2454-0625.2013.5.9769
Читать статью
Аннотация: Вадим Львович Рабинович (1935, Киев – 2013, Москва) – советский и российский философ, культуролог, поэт и прозаик, литературовед, переводчик. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2006). Медаль Галилея Международной академии наук в Париже (1979), Синяя лента Софийского университета им. Св. Климента Охридского (1988). Окончил Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева (1959) и Литературный институт им. А.М. Горького (1967). Член Союза писателей СССР (1979). Кандидат химических наук («Исследование некоторых окислительных превращений пропана на смешанных полифункциональных катализаторах», 1967), доктор философских наук («Проблема исторической реконструкции донаучных форм знания», 1986), профессор. Член Исполкома Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-центра. Автор книг «Алхимия как феномен средневековой культуры» (1979), «Образ мира в зеркале алхимии: от стихий и атомов древних до элементов Бойля» (1981), «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух» (1991), «Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию» (2008), «Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик» (2010), «Поэтологические штудии» (2012), «Алхимия» (2012), «Полдень Средневековья» (2013), поэтических сборников «В каждом дереве скрипка» (1978), «Фиолетовый грач» (1988), «Двадцать один сюжет для жалейки, эха и бубенца» (1995), «Синица ока» (2008), «Сто стихотворений» (2013). Главный редактор и один из составителей сборников руководимого им сектора «Языки культур» Российского института культурологии под общим названием «Языки культур», всего их вышло три с подзаголовками: «Взаимодействия» (2002), «Образ—понятие—образ» (2009), «В домике НАИва» (2012); председатель редакционного совета задуманных и только частично осуществленных «Берсеневских коллекций» (2012).
Рылева А.Н. —
Разговор Я-исследователя и Я-обывателя о некоторых особенностях исторического познания
// Исторический журнал: научные исследования. – 2012. – № 3.
DOI: 10.7256/2454-0609.2012.3.5285
Читать статью
Аннотация: Автор статьи задается вопросом, каким образом формируется историческое сознание, формируется ли оно под влиянием истории или представления о ней и исследует, что повлияло на формирование «польского» исторического сознания автора.
Рылева А.Н. —
Нефть - метафора культуры
// Культура и искусство. – 2011. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.5.6316
Читать статью
Аннотация: Изменения, происходящие в понимании многих явлений и сущностей в последнее время, позволяют по-новому осмыслить сочетание слов «нефть и культура».Не вдаваясь в подробности, скажем, что это становится предельно ясно в последнее время после открытий генетиков, связанных с пониманием базисных оснований культуры. Образ визуальный или вербальный корнями уходит в речевой механизм. Метафора, как уже известно, это механизм переноса, стало быть речепорождения, а раз рече-, то и культуропорождения тоже. Наступило время культурологического осмысления стратегических природных ресурсов. Базовый и самый глубокий, но не единственный, инструмент такого рода осмысления – метафора. Означает ли это, что наступает новый этап гуманизации естественнонаучной мысли и открываются в связи с этим возможности культурологии, например, культурологическое осмысление, своего рода культурологический аудит, недр?
Рылева А.Н. —
К вопросу о понимании культуры и что из этого следует для образования
// Культура и искусство. – 2011. – № 3.
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.3.3376
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается определение культуры, наиболее адекватное последним открытиям в речевой деятельности человека, свидетельствующее, что рече- и культуропорождение становятся практически синонимами. Утверждается, что человеческое бытие в XXI в. определяется не постоянством социальных связей, а постоянством выбрасывания из ниш, страт и т. п. Построение в этих условиях своего личного «мира впервые» и есть построение культуры, собственной, индивидуальной, наивной. Предлагается один из возможных методов культурологического образования, позволяющий найти способ освоения универсальных мыслительных операций и сконцентрироваться на личности, призванной жить в изменяющемся мире.