Доброхотов А.Л. —
Автор как субъект культуры: междисциплинарные аспекты проблемы
// Философия и культура. – 2012. – № 8.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.8.6109
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется ряд работ С.С. Аверинцева, рассматривающих проблему культурной эволюции представлений об авторстве в литературе и авторе как субъекте культуры. Особое внимание обращается на междисциплинарный характер герменевтической методики Аверинцева, опирающейся на методологические ресурсы филологии, философии и культурологии. Утверждается, что формирование концепта «автор» стало одним из важнейших моментов становления новоевропейских идеалов творчества, личности и разума.
Доброхотов А.Л. —
Эвфорион, или Стадии духовного роста в «Фаусте» Гете
// Филология: научные исследования. – 2011. – № 12.
DOI: 10.7256/2454-0749.2011.12.5205
Читать статью
Аннотация: Один из самых загадочных образов трагедии Гете «Фауст» – Эвфорион – становится прозрачнее, если разместить его в контекcте главного события произведения – рождения совершенного человека. Эвфорион в этом случае оказывается не только символом поэзии, но и образом духа, оторвавшегося от земной стихии и женственной природы: своего рода антиподом Гомункула и одним из негативных двойников самого Фауста.
Доброхотов А.Л. —
Проблема Я как культурологический сюжет: коллизии позднего Просвещения и Контрпросвещения
// Философия и культура. – 2011. – № 8.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.8.8468
Читать статью
Аннотация: Тематизации Я в культуре позднего Просвещения и его идейных оппонентов представляет собой цельный сюжет. Я как одна из основных интуиций Нового времени, включается в новый культурологический контекст. Модернитет требует сохранения Я как носителя генерализирующей способности разума и, в то же время, создания модели чувственного, эмоционального Я как неповторимой личности. В результате происходит конфликт старой концепции субстанциального Я и новой концепции активного эмпирического индивидуума. Юм и Кант предлагают сохранить единство Я - соответственно – на основе повторяющейся практики или трансцендентальной апперцепции. Но победившая романтическая модель радикально демонтирует принцип единства Я.