по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Беляева Татьяна Николаевна
Филология: научные исследования, 2023-12
Беляева Т.Н., Гусева Н.В. - Идейно-тематическое своеобразие романа М. Павлова «Пÿрымаш» («Судьба») c. 20-27

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.12.69197

Аннотация: В данной статье представлен анализ романа «Пÿрымаш» («Судьба») одного из талантливых прозаиков марийской литературы начала XXI века Михаила Прокопьевича Павлова. В 1999 году за его издание он стал лауреатом республиканского периодического журнала «Ончыко». А в 2011 году Совет Программы родственных народов Эстонии совместно с Ассоциацией финно-угорских литератур присудил Михаилу Прокопьевичу Павлову Литературную премию в категории художественные прозаические произведения за сборник «Четлык ÿжака» («Силуэт решетки»), куда вошел и данный роман. Несмотря на высокую оценку творчество национального прозаика остается малоизученным. Писатель раскрывает драматические события указанного периода: репрессии 1937-х гг. и тяжкая доля членов семей репрессированных, жизнь «за решеткой», трагические события Великой Отечественной войны, нелегкие послевоенные годы и перестроечное время (1970-1990-е гг.). Использование культурно-исторического метода исследования позволило проанализировать историю марийского народа XX века через призму судеб его героев. Убедительно показана внешняя и внутренняя борьба персонажей за свободную и счастливую жизнь, хорошо раскрыты характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией, показан менталитет народа. Прозаику удалось раскрыть внутренние переживания политзаключенных, суть самой правоохранительной системы страны советов, объяснить причину тяжелой жизни «врагов народа» и их семей. В центре внимания писателя – идейно-нравственный поиск героем истины, добра, справедливости, личного счастья и благополучия. Поэтому повествование весьма психологично. Писатель приводит к мысли, что главными мерилами человеческой жизни и устоев общества остаются такие качества как чувство справедливости, доброта, трудолюбие, взаимовыручка и взаимопонимание, умение любить и жертвовать собой во имя этого чувства.
Litera, 2023-11
Беляева Т.Н. - Идейный мир трилогии марийского писателя Н. Лекайна «Кӱртньӧ вий» («Железная воля»), «Кугу сарын тулыштыжо» («В огне великой войны») и «Кугезе мланде» («Земля предков») c. 71-81

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.11.69034

Аннотация: Анализ тематики, проблематики, идеи и пафоса трилогии марийского писателя Никандра Лекайна (Еремеева Никандра Сергеевича) послужил основой данной статьи. В романах «Железная воля», «Земля предков» изображен процесс социального и национального возрождения ранее угнетенного марийского народа. Изображение событий начала XX века (столыпинская аграрная реформа, Великая Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война, НЭП) происходит через призму авторского мировоззрения. Писатель показывает, в каких условиях проходил процесс становления Советской власти, внедрения новой экономической политики, роста и формирования нового прогрессивного человека, преодоления в сознании народа мари пережитков прошлого. Роман бывшего фронтовика «В огне великой войны» раскрывает патриотизм и героизм многонационального советского народа, проявленный в борьбе с фашистскими захватчиками, в годы Великой Отечественной войны. Структурно-семантический метод исследования позволяет оценить, как идейный мир, авторское мировидение, так и его отдельные поэтические элементы (систему персонажей, композиционные особенности и т.д.). В марийском литературоведении данный аспект рассматривается впервые. Писатель последовательно раскрывает духовное перерождение главного героя Эчана в активного борца с самодержавным строем за права угнетенных; мотивы его поступков в деле укрепления Советской власти в марийском крае; деятельность коммунистической партии в построении нового советского общества. Через призму писательского внимания многосторонне изображается облик сопротивляющегося и борющегося советского воина (Геннадия Алексеева, Лашманова, Шубина, Ани, Виктора Сосновского, Жарова и др.); героические действия партизанских отрядов деда Евсея, Ивана Зуева в тылу врага; мучительная жизнь в оккупации жителей деревни Сосновка; жестокость немецких захватчиков; духовное убожество предателей (Тимки Прыгунова, его отца, Иона Рыженькова, Бородавки, волостного старшины Иоакимова). Трилогия Н. Лекайна эпически раскрывает исторические события конца XIX – середины XX вв.
Филология: научные исследования, 2023-11
Беляева Т.Н. - Жанр исторических романов о Великой Отечественной войне в марийской литературе в первые послевоенные годы. c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.11.69085

Аннотация: В данной статье анализируется становление и развитие жанра исторического романа в национальной словесности в первый послевоенный период. Объектом исследования послужили произведения марийских писателей Никандра Лекайна «Кугу сарын тулыштыжо» («В огне великой войны», 1948) и Вениамина Иванова «Тутан» («Буря», 1965). Всеобщий народный патриотический настрой, героизм, решимость народа до конца вести борьбу с врагом выходят у Н. Лекайна на первый план. В произведении нет конкретного главного героя, объединяющего все сюжетные линии, в ней через отдельные поступки людей разных поколений представлен многонациональный облик советского народа. А в романе В. Иванова на первый план выдвигается судьба конкретной, индивидуализированной личности, его внутренние переживания. Вместе с тем прозаик выявляет в персонажах черты общественного: подчеркивает мужество, бесстрашие в борьбе с врагом и бескрайную человечность по отношению к родным и друзьям, гуманизм, патриотизм, доверчивость к людям и т.д. Историко-типологический метод исследования позволил выявить общие и специфическое в изображении драматических событий Великой Отечественной войны в марийской и литературах народов России. Проблема становления данного жанра в региональном литературоведении анализируется впервые. Сравнительное изучение исторических романов марийских писателей первого послевоенного периода позволило выявить, что расширение и углубление проблемно-тематического диапазона (тема тыловых будней в деревне, проблема дезертирства и предательства и т.д.) марийской словесности указанного периода наметило определенные сдвиги в изображении внутреннего мира характеров персонажей. Наметилась тенденция многопланового раскрытия социально-исторических и идеологических факторов формирования личности, психологически глубинного объяснения мотивов поступков героев. Н. Лекайну и В. Иванову удалось найти те жизненные конфликты, которые дали возможность психологически выверено изобразить диалектику души человека на войне, осмыслить истоки народно-патриотического подъема, показать глубинные процессы современной им действительности.
Litera, 2022-12
Беляева Т.Н. - Роль фольклора в формировании жанра сатирического романа (на материале марийской литературы первой трети XX века) c. 66-74

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.12.39402

Аннотация: В данной статье на материале марийской национальной литературы первой трети ХХ века рассматривается проблема фольклора и литературы. Предмет исследования - роль фольклорных традиций в формировании жанра сатирического романа. Показано влияние фольклорных образов-персонажей, жанров устного народного творчества (сказка, пословица, поговорка и др.), их поэтики и стилистики на процесс формирования марийской национальной литературы, на рождение первого марийского сатирического романа – романа Н. В. Игнатьева «Савик». В таком научно-теоретическом аспекте данное произведение марийской литературы исследуется в региональном и отечественном литературоведении впервые. Метод исследования структурно-семантический, который позволяет увидеть комическую составляющую сатирического романа на уровне как жанрового его содержания, так и его поэтики. В статье доказывается, что именно фольклорный жанровый и образный интертекст способствует раскрытию сатирической проблематики романа «Савик»; основными сатирическими приемами и средствами в нем являются сарказм, специфическая номинация персонажей («говорящие имена), «звучащая» топонимика, пародия, комическая ситуация, преувеличение, специфические речевые приемы и др., многие из которых имеют фольклорную основу. Они играют существенную роль при создании литературно-художественного текста, являются неотъемлемыми составляющими его поэтики и стилистики, тесно связаны с идеями автора, изображаемым временем и пространством, сутью создаваемых образов.
Филология: научные исследования, 2019-6
Беляева Т.Н., Рябинина М.В. - Историческое время в ценностном выражении в марийской драматургии ХХ–ХХI веков c. 29-37

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.31477

Аннотация: 1) В данной статье в рамках изучения аксиологической парадигмы марийской национальной литературы впервые рассматривается историческое время в ценностном выражении в марийской драматургии ХХ–ХХI веков. Объектом исследования стали ключевые пьесы, анализ которых позволяет максимально реализовать цель данной статьи, а именно, выстроить динамику ценностной трактовки исторического времени и, в целом, исторической темы в марийской драматургии ХХ–ХХI веков, – это «Акпатыр» С. Чавайна (1935), «Алдиар» А. Волкова (1981), «Аксар ден Юлавий» («Аксар и Юлавий») К. Коршунова (1979), драматургическая трилогия Г. Гордеева «Князь Öртöмö», («Öртöмö он», 1995), «Болтуш» (1995) и «Не преклонюсь!» («Мый ом суко садак!», 2002), «Ший калык» («Серебряный народ») Л. Яндака (2010). 2) Методологию исследования определяют историко-типологический и структурно-семантический анализ произведений, что позволяет увидеть ценностные аспекты проблематики марийской драматургии ХХ–ХХI веков и способы их выражения в изображаемом историческом времени. 3) В статье доказывается, что, начиная с первых марийских пьес и заканчивая пьесами ХХI столетия, драматурги заостряют внимание на защите социальной и национальной свободы народа, на героическом самопожертвовании ради нее, актуализируя их как ценности исторического времени; значительное место в пьесах современных авторов занимает проблема единства народа (Г. Гордеев, Л. Яндак); драматургами подчеркивается характерная для всех сложных исторических эпох в жизни народа мари идея верности национальным традициям, в том числе религиозным.
Litera, 2018-3
Беляева Т.Н. - Аксиологическая проблематика пьес Юрия Байгузы c. 171-177

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.3.27408

Аннотация: Предметом данного исследования стали ценностные составляющие проблематики в драматургических произведениях марийского писателя Юрия Байгузы. Их изучение позволяет увидеть основные смыслообразующие понятия бытия и отдельной человеческой личности «постперестроечного поколения». Представленный в статье анализ пьес «Золотая утка» написана в соавторстве с Василием Пектеевым), «Шелковые качели», «Заря над пропастью», «Сегодня – день рождения», которые в основном являются философски направленными, показывает, что важнейшими составляющими их проблематики являются ценностные характеристики общества, народа и человека. В работе использованы структурно-семантический и историко-генетический методы исследования, которые позволяют выявить как ценностные аспекты проблематики пьес, так и реализующие их поэтологические аспекты текстов. В статье впервые показаны аксиологические аспекты проблематики ключевых драматургических произведений Юрия Байгузы в их универсальном, народно-мировоззренческом, религиозном и индивидуально-творческом выражении; выявлена художественная специфика проявления ценностной концепции автора в каждом из текстов; проанализировано проявление аксиосферы в идейном мире произведений и персонажной системе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.