ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Жевняк Оксана Викторовна
Жевняк О.В. - Антиконкурентная практика цифровых платформ и меры реагирования по российскому и зарубежному законодательству |
|
c. 14-41
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2021.5.33888
Аннотация: Цель: выяснить, содержит ли российское законодательство о защите конкуренции нормы, с помощью которых можно бороться с антиконкурентной практикой цифровых платформ, необходимо ли вносить в него изменения. Предмет: антиконкурентная практика цифровых платформ, меры государственного реагированияна нее, антимонопольное законодательство, предложения по его изменению. Методология исследования заключается в анализе конкретных примеров антиконкурентного поведения цифровых платформ на российском и зарубежных рынках, квалификации такого поведения с точки зрения российского законодательства о защите конкуренции. По ходу исследования решается вопрос о том, достаточно ли правового материала для квалификации такого поведения, выявляются меры реагирования со стороны компетентных государственных органов разных стран и предлагаемые исследователями меры. Результаты. Систематизированы данные об антимонопольной практике цифровых платформ в зависимости от вида нарушений. Все примеры антимонопольной практики можно квалифицировать в качестве антиконкурентной согласно действующему законодательству РФ. В случае, если они не предусмотрены в перечнях конкретных нарушений, то подпадают под общие определения запрещенных законом деяний, учитывая неисчерпывающий характер таких перечней. Злоупотребление цифровой платформой своей «платформенной» властью, выражающейся в том, что она использует данные о транзакциях и клиентах, следует квалифицировать как недобросовестную конкуренцию. Для борьбы с антиконкурентной практикой цифровых платформ предлагается разработать систему мер, направленных на минимизацию рисков возникновения конфликта интересов, предотвращение и устранение последствий такого конфликта: введение запрета для владельца цифровой платформы на совмещение своей деятельности с той, которую осуществляют клиенты платформы, ограничение участия владельца платформы в компаниях, ведущих конкурирующие с клиентами виды деятельности, раскрытие информации о своих аффилированных лицах, занимающихся деятельностью, аналогичной деятельности клиентов платформы, введение критериев такой аффилированности, введение обязанности по возмещению убытков, причиненных клиентам возникновением конфликта интересов.
|