по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Дунаевская Алла Евгеньевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2023-1
Дунаевская А.Е. - Феномен сакральности в "Литургической" симфонии Андрея Эшпая c. 1-11

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.1.43865

Аннотация: В центре внимания данной статьи находится Шестая «Литургическая» симфония Андрея Яковлевича Эшпая – одного из ярких представителей отечественной и мировой музыкальной культуры современности. Сочинение рассматривается в ракурсе сакральности, в полной мере определяющем его художественно-конструктивные закономерности и драматургическую перспективу. Научная новизна работы обусловлена самим предметом исследования, впервые применяемом в отношении данного сочинения. Для изучения феномена сакральности потребовалось использование междисциплинарного подхода, включающего в себя методы системно-структурного, сравнительного, семиотического, герменевтического анализа. Пристальное внимание было уделено рассмотрению свойств музыкальной текстуры как основного показателя пространственно-временной организации музыкального материала. Аналитически значимыми оказались коннотативно-денотативные свойства музыкального синтаксиса. Не менее важной явилась и роль межтекстуальных взаимодействий, определяющих языковые механизмы текста и раскрывающих план его содержания. Было установлено, что феномен сакральности, отвечая эстетическим установкам мастера, реализуется комплексно – как сопряжение философско-мифологического и духовно-религиозного дискурсов, каждый из которых обладает собственной системой знаков. Функционирование знаковых систем на синтагматическом и парадигматическом уровнях текста приводят к языковым различиям инструментального и хорового разделов симфонии, обнаруживают явления смысловой многоплановости, полихронности, обеспечивающие сквозное становление и развитие литургической идеи. В результате таких взаимодействий формируется жанровое пространство симфонии, представляющее собой синтетический, универсальный, коммуникативный концепт.
Культура и искусство, 2022-3
Дунаевская А.Е. - О синтетизме художественного мышления в симфонической картине Андрея Эшпая «Переход Суворова через Альпы» c. 73-84

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37528

Аннотация: В статье предпринята попытка анализа жанровой стилистики симфонической картины Андрея Эшпая «Переход Суворова через Альпы» - сочинения, сочетающего в себе традиции и новации. Подчеркивается интерес композитора к историко-патриотической тематике и самой личности полководца А. В. Суворова. В качестве предмета исследования избраны композиционно-драматургические особенности произведения, выявляемые через специфику языкового моделирования. Осознание картинности как основного жанрообразующего фактора позволило конкретизировать тип симфонической картины, выявить в тексте признаки театральности. Особое внимание уделяется программности как ключу к пониманию сюжета сочинения. Наиболее подробно автор анализирует языковые модели текста в ракурсе взаимообусловленности содержания и жанрово-стилистических компонентов. Научная новизна исследования заключена в исследуемом музыкальном материале, который ранее не изучался. Процесс исследования позволил сделать выводы об уникальности и индивидуально-авторской трактовке сочинения. Было установлено, что способы конкретизации содержания языковых моделей подтверждают наличие театрального кода не только в композиционной логике, но и в самом тексте произведения. Была обнаружена антиномичная природа языковых моделей. Антиномичность в сочетании с трансформационной поэтикой, высотно-волновым принципом развития позволила сделать вывод о сочетании признаков симфонизма и картинности в композиционно-драматургическом решении сочинения, определяющим универсальность и синтетизм композиторского мышления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.