по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кошкарева Наталья Владимировна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2023-6
Кошкарева Н.В. - Полифония в хоровом творчестве a cappella Вадима Салманова c. 1-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.6.69481

Аннотация: Автор подробно рассматривает возрождение старинных хоровых жанров и форм отвечало эстетической тенденции в отечественной музыкальной культуре второй половины ХХ века. Предметом исследования являются стилистические особенности полифонического письма Вадима Салманова. Объектом исследования выступает хоровое наследие a cappella В. Салманова с точки зрения интеграции новых композиторских техник и полифонии. Особое внимание уделяется полифоническим приемам в концерте для хора a cappella «Лебёдушка». Автор подробно рассматривает драматургию и архитектонику хорового концерта «Лебёдушка», а также такие аспекты темы как: полифонические методы, включающие имитационную полифонию и гетерофонию, техники письма ХХ века (сонорика, алеаторика). Сочинение В. Салманова наглядно демонстрирует, что жанр хорового концерта занимает одно из главных мест в истории отечественного хорового творчества a cappella. Доказывается, что в жанровой иерархии именно хоровому концерту принадлежит ведущая роль по числу художественных открытий. Методология исследования основана на анализе исторических материалов, широкого круга работ отечественных музыковедов, касающихся истории и теории музыкальных жанров, полифонических техник письма и исполнительской практики. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции. Основными выводами проведенного исследования становится парадигма художественных связей традиционных полифонических приемов с современными средствами композиторского письма. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонические техники в современной хоровой композиции анализируются с позиций музыковедения и хороведения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования с точки зрения полифонии хорового концерта «Лебёдушка» В. Салманова. В данном сочинении сама презентация музыкального материала, а также полифонические методы работы с ним, проходят под эгидой поиска нового звучания, характерного для современной музыки. Акцентируется внимание на необходимость изучения проблематики, связанной с ролью полифонии в современной хоровой композиции, обусловленной не только общим художественно-историческим потенциалом хоровой культуры в целом, но и особенно его большим значением в современном музыкальном искусстве.
Философия и культура, 2023-2
Кошкарева Н.В. - Тринадцать пятиголосных мадригалов «Из Рубайят Омара Хайяма» Сергея Екимова: к проблеме современного метода анализа полифонических циклов для хора a cappella c. 27-36

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39817

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление параметров циклизации, а также приемов обновления старинной формы и техники полифонического письма современными музыкальными средствами в хоровой музыке a cappella. Предметом исследования выступает хоровое творчество Сергея Екимова. Объектом исследования является изучение архитектоники циклической формы и рассмотрение полифонических приемов в тринадцати пятиголосных мадригалах «Из Рубайят Омара Хайяма» С. Екимова. Музыкальный язык петербургского мастера насыщен смысловой концентрацией, отличается экспрессией высказывания. Обращение к старинным полифоническим жанрам, формам и техникам письма в хоровых циклах С. Екимова характеризуется индивидуальным подходом к решению творческой идеи. С. Екимов воплощает образы поэзии Омара Хайяма в музыке и формирует свою авторскую концепцию всего цикла. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: архитектоника цикла, жанровая специфика и музыкальная. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора.    Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей западноевропейской полифонической традиции с достижениями русской музыкальной культуры сквозь призму современных техник композиторского письма (сонорика, алеаторика). Акцентируется внимание на необходимости изучения проблематики, связанной с архитектоникой современных хоровых полифонических циклов a cappella, обусловленной общим художественно-историческим потенциалом и значением русской хоровой музыки. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонический цикл хорового творчества a cappella современного отечественного композитора анализируется с позиций музыковедения и хороведения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования сочинения Сергея Екимова «Из Рубайят Омара Хайяма» и введение его в современный научный обиход.
Философия и культура, 2022-4
Кошкарева Н.В. - «Veni Sancte Spiritus» Александра Вустина: к проблеме обновления техники письма на cantus firmus в современной хоровой композиции c. 41-49

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37791

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление тесной, «полифонической» связи, консолидации старинных форм и техник композиторского письма ХХ века. Предметом исследования выступает хоровое творчество Александра Вустина. Объектом исследования является рассмотрение полифонических произведений приемов в сочинении А. Вустина «Veni Sancte Spiritus». Музыкальный язык А. Вустина отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией. Обращение к старинным полифоническим жанрам, формам и техникам письма в хоровых сочинениях А. Вустина характеризуется индивидуальным подходом к решению творческой идеи. Характер подачи первоисточника, методы работы с ним обретает уникальность в соответствии с новыми художественными задачами современной музыки. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: атрибутирован музыкально-текстовый источник, проанализированная жанровая специфика и музыкальная форма. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора. Особое внимание уделяется старинной технике письма на cantus firmus в ее преломлении в современной хоровой композиции. Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей жанров, форм и техник старинной полифонии с современными средствами композиторского письма (сонорика, алеаторика и других). Акцентируется внимание на необходимость изучения проблематики, связанной с архитектоникой современной хоровой композиции, обусловленной не только общим художественно-историческим потенциалом хоровой культуры в целом, но и особенно его большим значением в современном музыкальном искусстве. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонические техники в современной хоровой композиции анализируются с позиций музыковедения и хороведения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования сочинения «Veni Sancte Spiritus» А. Вустина и введение его в современный научный обиход.
Философия и культура, 2022-2
Кошкарева Н.В. - Семантика литературно-текстовых источников в полифонических произведениях для хора a cappella отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI веков c. 26-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37510

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление тесной, «полифонической» связи слова и музыки в хоровой музыке. Предметом исследования выступает синергизм литературно-текстовых источников и полифонической формы. Объектом исследования является рассмотрение полифонических произведений для хора a cappella современных отечественных композиторов. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: литературно-текстовый источник и музыкальная форма. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора. Особое внимание уделяется дифференцированию структуры литературно-текстового источника и атрибуции полифонических форм мотета, мадригала, фуги, фугато.   Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей литературного и нотного текста как паралингвистических средств, являющихся носителями разнородной информации и вносящих дополнительные оттенки в содержание произведения. Акцентируется внимание на необходимость изучения проблематики, связанной с архитектоникой современной хоровой композиции, обусловленной не только общим художественно-историческим потенциалом хоровой культуры в целом, но и особенно его большим значением в современном музыкальном искусстве. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонические формы хоровых произведений a cappella анализируются как мультимодальные тексты, синтезируя научные достижения лингвистики и музыковедения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающих объектом специального исследования сочинений для хора a cappella А. Королёва и Ю. Евграфова и введение их в современный научный обиход.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.