ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Скрыпникова Екатерина Михайловна
Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М., Абросимова Е.Е. - Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге |
|
c. 46-62
|
DOI: 10.25136/2409-7144.2023.11.69015
Аннотация: Стремительно развивающаяся видеоблогосфера привлекает разнообразную аудиторию, в числе которой оказываются дети и молодые люди. Последние потребляют как развлекательный, так и образовательный контент. Пандемия Covid-19 способствовала усилению цифровизации образования, а также развитию образовательного видеоблогинга. В рамках исследовательского проекта нами были обозначены три основных подхода в интерпретации видеоблогинга в педагогическом контексте – видеоблогинг как средство (технология обучения), видеоблогинг как средство коммуникации учителя и учащегося и видеоблогинг как средство продвижения профессии учителя, совершенствования педагогического мастерства. Самопрезентации учителей в социальных сетях, их коммуникации с аудиторией показывают сформированность их цифровых навыков, а значит, способность готовить учащихся к использованию цифровых технологий, решению проблем и коммуникациям в сетевых общественных пространствах. Целью нашего исследования является анализ самопрезентаций образовательных видеоблогеров и их типологизация. Эмпирические материалы исследования представлены текстами экспертных интервью с учителями-блогерами (N= 10) и фокус-групп со школьниками (N = 69), а также непосредственно видеороликами, размещенными на каналах 48 образовательных блогеров (всего 240). Анализ видео, сопровождаемый изучением научной литературы и высказываний экспертов, позволил выделить два основных и четыре дополнительных типа самопрезентации образовательных видеоблогеров – «эксперт», «практик», «предприниматель», «творческий тип», «свой парень», «экспериментатор». Среди критериев выделения данных типов: эмоциональные приемы; использование средств и приемов обучения, в том числе технических; лингвистические средства; выражение собственной позиции; диалогичность; оформление фона, выбор одежды и др. Описание каждого типа самопрезентации сопровождается примерами из отобранных кейсов англоязычных и русскоязычных образовательных блогеров. Типологизация может быть использована как для саморефлексии авторов образовательных каналов, так и для исследований в данной области. В последующем типология будет верифицирована посредством метода факторного анализа на описанной выборке из 240 образовательных видеороликов.
|