по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лепешкин Дмитрий Германович
Философская мысль, 2022-1
Лепешкин Д.Г. - На пути к "Новому Просвещению": представления о постсекулярном в современном научном дискурсе c. 13-24

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.1.36500

Аннотация: Предметом исследования является понимание явления постсекуляризма в современном научном дискурсе (вторая половина XX - начало XXI века). Объект исследования - постсекуляризм как феномен современности. Методологической базой исследования послужили компаративный и описательный анализ. Ю.Хабермас, введя понятие постсекулярного, отметил, что процесс секуляризации на Западе не только диалектичен, но еще и не завершен. А сама секуляризация сбилась с «правильного пути» своего развития. Этим была начата дискуссия о постсекулярном, прочтение которого оказывается до сих пор предельно различным, подчас, взаимоисключающим, что требует некой систематизации взглядов, опыт которой представлен в настоящей статье. Были сделаны следующие выводы. Постсекулярное в современном научном дискурсе имеет различные прочтения. Первое из них – отказ от секулярного, сопровождающийся возрождением религиозного, вхождение религии в сферу активных общественных отношений, осмысление ошибочности секуляризации и начало работы над ее ошибками. В этом смысле уместно понятие десекуляризация. Второе прочтение постекуляризма как контрсекуляризации. Это процесс десекуляризции, усиленный реваншистскими настроениями возрождающейся религиозности. Для такого постсекуляризма важна не «работа над ошибками», но полный демонтаж всего секулярного, что порождает естественную напряженность на всех уровнях. Контрсекуляризация не ориентирована на диалог и потенциально опасна своим фундаменталистским продолжением. Третий взгляд: постсекуляризм есть естественное, из себя порожденное продолжение и (или) развитие секуляризма. Некое «Новое Просвещение», которое, в силу своей нерелигиозной религиозности, предельного релятивизма, девальвирует возрождающее сакральное, порождая либо его трансформацию из традиционной религиозности в нечто экуменическое, либо появление нечто нового, по сути своей, псевдотрансцендентного, что будет окончательной победой секулярного. Актуализация возможности выбора и сам выбор между трансцендентностью и псевдотрансцендентностью и является сущностью феномена постсекулярности.
Философская мысль, 2021-9
Лепешкин Д.Г. - Представления о секуляризме в современной конфессиональной теологии c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.9.36359

Аннотация: Предметом исследования является понимание концепта секуляризм богословами авраамической религиозной традиции (христианство, ислам, иудаизм) во второй половине XX - начале XXI века. Объект исследования - секуляризм как феномен современности. Автор, опираясь на методологию контекстуализма, сравнительного и контент анализа, в рамках цивилизационного подхода рассматривает прочтение концепта секуляризм в рамках конфессионального теологического исследовательского дискурса. Автор изучил соответствующие представления богословов православной, католической и протестантской христианской традиции, включая межхристианское движение радикальной ортодоксии. Дополнительно автором было исследовано понимание концепта секуляризм в современном классическом исламе и умеренно-ортодоксальном иудаизме. Были сделаны следующие основные выводы. Теологи всех рассматриваемых конфессий видят истоки секуляризма на Западе. Радикальная ортодоксия усматривает их в самом христианстве, в чем с ними солидарны исламские богословы. Представители католической традиция видят в секуляризме идеологию, сравнимую с фундаментализмом. При этом они отказывают ему в претензиях на универсальность, смыкаясь в этом с православным прочтением секуляризма. Ряд православных богословов склонны рассматривать секуляризм не просто как идеологию, нацеленную на достижение полной элиминации религии из общественной жизни в сугубо частную, но и как квазирелигию, которая, на самом деле, чужда принципам светскости. Исламская теология считает чуждый мусульманскому миру секуляризм серьезным, но не критичным вызовом, привнесенным с Запада. В секуляризме исламское богословие склонно видеть не более чем идеологию, иной раз – лишенную здравого смысла. Наконец, иудейская умеренная ортодоксия видит в секуляризме вызов традиционным смыслам, которые являются фундирующими для человеческого сообщества. В этой связи они выступают за некий идеологический консенсус между верой и секулярной современностью.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.