по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чебунин Александр Васильевич
Философская мысль, 2021-10
Чебунин А.В., Мазур Т.Г. - Буддологические исследования и современная цивилизация [Рец. на:] Буддологические исследования. Религиоведческий альманах / Отв. ред. Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2020. Вып. 3. 280 с. c. 52-59

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36660

Аннотация: В декабре 2020 г. вышел 3-й выпуск религиоведческого альманаха «Буддологические исследования» под грифом Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. В выпуске сохраняется традиционная структура ежегодника, охватывающая проблемы философии и сотериологии, истории буддизма, его источниковедения и переводов буддийских текстов, а также другие аспекты буддийского учения, освещаются значимые события в жизни Института и буддологии в целом. Рецензия представляет основные научные проблемы, выступающие в альманахе предметом исследований, показывает их широкий диапазон и значимость для современной буддологии. Дается краткий анализ содержания журнала и основные теоретические проблемы, рассматриваемые в нем. Особо выделено, что буддизм, как мировая религия и философия, ориентирован на формирование духовной личности, ориентирующей на традиционные духовные ценности морально-нравственного содержания, такие как сострадание, милосердие, терпимость, умиротворенность и так далее. Данная модель личности резко контрастирует с личностью эгоистичного потребителя, ориентированной на материальное благополучие и чувственное наслаждение и формируемой современной либерально-капиталистической системой. Вследствие усиления морально-нравственного кризиса современного общества и поиска путей выхода из него внимание исследователей обращается к традиционным духовным учениям, поэтому буддология играет важную роль в продвижении традиционных духовных ценностей и в борьбе с современным всесторонним кризисом либеральной модели.
Социодинамика, 2019-9
Чебунин А.В. - Аксиология личности в китайском буддизме c. 40-52

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30496

Аннотация: Китайский буддизм, являясь крупнейшим направлением буддизма и одним из трех основных идеологических учений Китая, представляет собой теоретическую и практическую систему воспроизводства определенной модели личности. Данная модель личности ориентирована на базовые буддийские духовные ценности и включает в себя три уровня: архат, бодхисатва и Будда, отличающиеся между собой уровнем и иерархией духовных ценностей. Архат, в рамках индивидуального пути спасения, ориентирован на непривязанность и умиротворение. Бодхисаттва, в рамках социального пути спасения, помимо непривязанности и умиротворения ориентирован на милосердие, сострадание и жертвенность. Будда в качестве идеальной модели конечной цели совершенствования характеризуется абсолютизацией буддийских духовных ценностей. В китайском буддизме Будда обретает высшее трансцендентное содержание, а основным вектором практики совершенствования становится модель бодхисатвы в контексте учения Махаяны. Методология исследования определяется базовыми концептуальными подходами исследования духовной культуры в контексте его функциональной значимости для человека и общества. Были использованы аксиологический, системный, культурно-исторический и компаративистский подходы, а также методы описания, структуризации, аналогии и обобщения. Научная новизна и основные выводы заключаются в обосновании личностного вектора практики совершенствования в качестве развития соответствующих духовных ценностей с ориентацией на идеальную модель буддийской личности. Многоуровневая ориентация на различные типы личности в буддизме отразила всеохватывающий характер его учения, направленного на различные уровни духовного развития людей. Выбор модели бодхисаттвы в китайском буддизме определялся социальной направленностью китайской культуры, что обеспечило мощный духовно-нравственный потенциал китайской цивилизации в целом.
Философия и культура, 2019-4
Чебунин А.В. - Формирование буддийского образования в Китае c. 49-60

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.4.28623

Аннотация: Буддийское образование представляет собой основной инструмент воспроизводства буддийской модели личности и буддийской сангхи. В процессе развития буддийского учения в нем сложились три базовые личностные модели: архата, бодхисаттвы и Будды, реализация которых осуществлялась через ориентацию на учителя. В Китае буддизм столкнулся со сложившимися к тому времени традиционными моделями личности благородного мужа в конфуцианстве и совершенномудрого в даосизме. В ходе продолжительного взаимодействия с китайской культурой происходили сложные процессы китаизации буддизма, где основополагающей моделью личности стал образ бодхисаттвы, ориентированный на социальную добродетель. Китайские буддисты внесли заметный вклад в теорию и практику буддийского образования, выступающими механизмами совершенствования личности. Методология исследования определяется базовыми концептуальными подходами к исследования духовной культуры в целом и буддийского учения в частности в контексте его функциональной значимости для общества. Были использованы системный, культурно-исторический и компаративистский подходы, а также методы описания, структуризации, аналогии и обобщения. Научная новизна и основные выводы заключаются в признании буддийского образования основным инструментом воспроизводства буддийской модели личности в качестве инструмента сохранения буддийской духовно-культурной традиции. Многоуровневая ориентация на различные типы личности в буддизме отразила всеохватывающий характер его образования, направленного на различные уровни духовного развития людей. Выбор модели бодхисаттвы в китайском буддизме определялся ее социальной направленностью и дополняемостью к образам благородного мужа и совершенномудрого, что обусловило формирование китайского духовного синкретизма и устойчивость духовной культуры Китая в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.