по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пушкарева Татьяна Витальевна
Человек и культура, 2023-3
Пушкарева Т.В., Шемякина Е.М., Ющенко Н.С., Державина О.А. - Опыт иконологической интерпретации интернет-мемов (на материале «карантинок» из коллекции социальной карикатуры ЦСПИ ГПИБ) c. 21-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40674

Аннотация: Объектом исследования, результаты которого представлены в статье, стали интернет-мемы как продукт современной массовой культуры и искусства. Предмет исследования - иконологическая интерпретация интернет-мема как арт-объекта. Для интерпретации выбраны интернет-мемы, посвященные локдауну и пандемии COVID-19 - «карантинки» из коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки, которая была собрана в период локдауна 2020 года, и также актуальные материалы интернета. Цель статьи – провести иконологическую интерпретацию выбранных интернет-мемов из коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки. Новизна исследования состоит в том, что впервые интернет-мем был рассмотрен как арт-объект, и на примере нескольких «карантинок» исследованы возможности иконологической интерпретации этого феномена современной культуры и искусства. В статье показано, что конструирование «карантинок» шло как по пути создания новых мемов, так и путем трансформации старых мемов на основе реконтекстуализации – использовании хорошо известных сюжетов, образов, героев для обсуждения новых реалий. Иконологическая интерпретация «карантинок» позволила выявить особенности отражения пандемии в общественном сознании (ощущение «перевернутости» мира, катастрофического характера перемен, новых условий безопасности) и углубить знания о характере художественной самопомощи общества в условиях социального экстремума (использование целительных эффектов трагикомического).
Урбанистика, 2023-2
Пушкарева Т.В., Ашутова Т.В., Иванова Е.Ю., Грамакова А.А. - Суггестивные приемы в современной социальной рекламе о безопасности дорожного движения: социокультурный аспект c. 40-54

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.2.40866

Аннотация: Предмет исследования составляют суггестивные приемы и возможности новых цифровых технологий в деле распространения и популяризации социально-значимого знания о правилах и безопасности дорожного движения. На основе анализа современного российского и зарубежного опыта социальной рекламы о безопасности дорожного движения (128 видеороликов, из них 43 российских и 85 зарубежных) выделено десять репрезентативных примеров. Показано, что с использованием новых технологий в социальной рекламе на тему безопасности дорожного движения возрастает роль суггестивного воздействия на основе использования художественной метафоры и документального натурализма. Предлагается авторская типология суггестивных приемов, используемых в современной социальной рекламе для повышения убедительности контента и для усиления социально-психологических эффектов социальной рекламы. Выделяются такие визуальные суггестивные приемы, осуществляемые при помощи новых технологий, как спецэффекты превращения (в том числе, одушевление, изменение среды, изменение тела) и эффект присутствия (осуществляемый через трансмедийность и интерактивность). Эти приемы дополняет лаконичное вербальное изложение правил дорожного движения в повелительном наклонении. Анализируются социально-психологические механизмы воздействия этих приемов, основанные на особом их сочетании. Показано, что выделенные визуальные суггестивные приемы основаны на вызове разной степени дискомфорта у аудитории: от легкого и до конца не осознаваемого – до шока, что становится благоприятной почвой для внушения вербализованной идеи в аудио-треке и титрах ролика. Показано, что суггестивные приемы в современной социальной рекламе о безопасности дорожного движения, осуществляемые на основе новых технологий, приводят к ментальному конструированию образа города в духе архаических сказочных моделей и посвятительных практик, и тем самым во многом обеспечивают эффективность такой рекламы. Результаты исследования могут быть использованы в социокультурной практике, связанной с обеспечением дорожной безопасности в современном городе.
Человек и культура, 2021-6
Пушкарева Т.В., Иванова Е.Ю., Уткина И.В. - Архитектурный макет сквозь призму культурно-исторической традиции и новых технологий c. 20-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.37053

Аннотация: В статье предлагается комплексное исследование архитектурного макета (модели) как культурного феномена в культурно-историческом измерении от его зарождения до новейших технологических решений, применяемых в современном архитектурном макетировании. Методология исследования базируется на структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе анализа историко-культурного и современного развития архитектурного макета в статье выделяются пять социально-культурных функций, выполняемых архитектурным макетом в профессиональной деятельности, в обществе и культуре в целом: профессиональное планирование и сопровождение архитектурного проекта; презентация проекта заказчику; мемориализация выдающихся результатов деятельности человека; образовательное конструирование; художественное макетирование преимущественно в рамках ансамблевого вида искусств сценографии. Показано, что с начала XXI века основная функция архитектурного макета – совершенствование проекта – в большей степени сочетается с цифровым моделированием. Однако презентационная, мемориализационная, образовательная и художественная функции архитектурного макета продолжают осуществляться в реальном материале, расширяя масштабы распространения и совершенствуя профессиональные методы и приемы воплощения. Проанализировано значение 3D-печати для развития современного архитектурного макета. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что архитектурный макет представляет собой универсальную форму фиксации и передачи культурного опыта, возможности которой не умаляет развитие цифровых технологий и виртуальной реальности. Актуальность архитектурного макета в современном мире связана с уникальным свойством феномена - дарить человеку притягательную иллюзию символического присвоения пространства. Цифровизация общества, профессиональной деятельности и образования расширяет потребности в архитектурном макетировании и одновременно предоставляет новые возможности для реализации ряда социально-культурных функций архитектурного макета на новом уровне.
Психология и Психотехника, 2015-8
Пушкарева Т.В., Пушкарева Е.В., Саркисян М.В. - Материализация архетипа: теория и практика психологической мастерской «Я и моя кукла»

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15951

Аннотация: Предметом статьи является авторская методика психологической мастерской «Я и моя кукла» как терапевтический ответ на социокультурные вызовы современности. Раскрываются теоретико-методологические основы и анализируются практические результаты проведения мастерской. Мастерская рассматривается как оригинальная разновидность арт-терапии, призванная компенсировать психологические трудности современного человека, связанные с проблемами идентификации, повышением тревожности, снижением самооценки, а также способствовать удовлетворению общих потребностей личности в самопознании и самореализации. В статье раскрывается методика проведения авторской психологической мастерской с анализом конкретных примеров. Теоретико-методологической базой мастерской стали гештальт-подход и аналитическая психология, реализованные в практике по созданию и интерпретации образа народной славянской куклы-мотанки, которая выступает здесь как материализованный архетип. Опыт проведения двенадцати психологических мастерских "Я и моя кукла" на базе публичной библиотеки № 221 СЗАО г. Москвы показал эффективность разработанной методики и может быть рекомендован для работы как с профессиональной, так и с широкой аудиторией. Суть психологического механизма, лежащего в основе мастерской, заключается в следующем. Образ Другого, воплощенный в кукле, становится своеобразной идентификационной версией самого себя, которая позволяет исследовать, принять и затем вновь интегрировать обнаруженную таким образом субличность в актуальную структуру личности человека, тем самым прояснить для него самого сложные процессы идентификации и в значительной мере снять психологическое напряжение, неизбежно сопутствующее поискам социально-культурной идентичности в современном мире. Одновременно материализация архетипа, осуществляемая в процессе психологической мастерской, способствует переводу бессознательного в сознание и в конечном итоге направлена на обретение человеком целостности и гармонии с собой и миром.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.