по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Захарова Акулина Егоровна
Социодинамика, 2023-12
Захарова А.Е. - Цифровая трансформация в образовании: социальное самочувствие и стратегии адаптации (на примере Республики Саха (Якутия)) c. 71-80

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.12.69288

Аннотация: Цифровизация создает новое качество жизни, новые возможности и новые риски для общества, предпосылки для радикальной трансформации социальных систем, новые вызовы и новое – цифровое – неравенство. И одной из ключевых отраслей социальной сферы, на которую оказывает непосредственное влияние внедрение цифровых технологий, выступает сфера образования. В данной статье приводятся результаты социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации», проведенного в 2021-2023 гг. в Якутии. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации образования и внедрения дистанционных форматов обучения на социальное самочувствие населения региона. Исследование фиксирует основные противоречия, возникшие в ходе экстренного перевода образовательного процесса на дистанционную форму работы, на локальном материале показаны возникающие социальные противоречия, формирующиеся под воздействием объективной дифференциации между городскими и сельскими территориями. Массовый социологический опрос был проведен в пяти социально-экономических зонах Якутии: с использованием комплекса полевых работ: face-to-face, онлайн опрос, опрос с привлечением «общественных корреспондентов». В исследовании использована многоступенчатая квотная выборка респондентов, выборочная совокупность составила 1320 респондентов. К одним из наиболее ощутимых последствий пандемии респонденты отметили возросший уровень стресса, психологической напряженности, увеличение времени провождения в социальных сетях и в целом в сети Интернет, рост финансовой нагрузки, расходов. Проблемы, связанные с осуществлением дистанционного режима работы и учебы, 26,8% респондентов отнесли к одним наиболее ощутимых последствий пандемии. Большинство респондентов выразили удовлетворенность состоянием, качеством и доступностью образования, около половины респондентов в той или иной степени не удовлетворены качеством интернет-связи в месте проживания. Основными детерминантами цифрового разрыва между городскими и сельскими территориями, роста образовательного неравенства становятся неравномерность материально-технического оснащения и внедрения цифровых образовательных ресурсов, а также доступность и качество телекоммуникационных услуг связи.
Человек и культура, 2022-6
Винокурова У.А., Захарова А.Е. - Аксиологические основания экодуховных ценностей коренных народов Арктики c. 68-77

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39467

Аннотация: Арктика, занимающая шестую часть поверхности планеты, испытывающая глобальные изменения климата, является местом воспроизводства образа жизни коренных народов, их экодуховных ценностей, уникальных видов флоры и фауны. Символический универсум культуры определяется ее географическими и климатическими условиями. Планетарная гуманитарная мысль сосредотачивается вокруг Арктического океана, метафорически обозначаемого как современное Средиземноморье. Проблема состоит в признании духовного и интеллектуального наследия арктических коренных народов в процессе современного освоения ресурсов Арктики и во введении их экодуховных ценностей в образовательный процесс. Экодуховные ценности основаны на мировоззрении, признающем духовную взаимосвязь человека и природы, способствуют устойчивости экосистемы во всем ее многообразии природных и гуманитарных сфер. Целью нашего исследования является определение и выявление аксиологических оснований экодуховных ценностей коренных народов Арктики, значимых для межкультурных и межстрановых коммуникаций в северной циркумполярной зоне планеты. В работе использованы методология коренных учёных (Indigenous Methodology), метод системного анализа и синтеза, эмпирическое исследование в арктическом Хатанго-Анабарском регионе проведено в сочетании количественных и качественных социологических методов (стандартизированный анкетный опрос, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент). Выявлены пять фундаментальных мировоззренческих постулатов народов Арктики в качестве аксиологических оснований экодуховных ценностей, исходящие из этнокультурной модели отношения к Матери-Земле, сонастроенности с природно-климатическими особенностями и сопространственности экодуховных связей в среде обитания, геопсихических и духовных связей со священными местами, где происходит взаимосопряженность космических, земных и природных явлений с экодуховными ценностями человека.
Педагогика и просвещение, 2022-4
Захарова А.Е., Алексеева Г.Г., Явловская П.Е. - Особенности цифровизации образовательного процесса в спортивном вузе c. 82-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39410

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в спортивном вузе в период пандемии. Предметом исследования является процесс организации дистанционного образования в вузе в период ограничительных мероприятий по COVID-19. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта является одним из первых заведений высшего образования, расположенных в условиях сельской местности, более 90% студентов являются жителями наслегов и районов Республики Саха (Якутия). Отраслевая специфика вуза предполагает большой объем практических учебных занятий и ежедневные тренировки по избранным видам спорта в оборудованных спортивных помещениях. Дистанционный формат обучения внес значительные коррективы в содержание и формы проведения практических занятий, в частности, спортивных тренировок студентов. В анкетировании приняли участие 320 студентов очной и заочной формы обучения 7 направлений подготовки. В результате выявлены степень готовности студентов к переходу на дистанционное обучение, оценка возможности полноценной подготовки к зачетно-экзаменационной сессии и государственной итоговой аттестации, особенности проведения практических занятий по элективным курсам физической культуры и по спортивным дисциплинам, уровень удовлетворенности, достоинства и недостатки в организации дистанционного обучения в вузе. Полученные результаты исследования могут использоваться в совершенствовании организации дистанционного обучения в вузах, с сохранением качества и доступности образовательного процесса. Новизна исследования заключается в исследовании организации дистанционного формата обучения и отношения к этому студентов физкультурного вуза, расположенного в сельской местности. Установлено, что переход образовательного процесса на полностью дистанционный формат в спортивном вузе активизировал ресурсы института, форсировал использование информационных технологий в обучении, при этом выявил определенные трудности.
Социодинамика, 2021-12
Захарова А.Е. - Этноязыковая идентичность долган Таймыра (по результатам социологического исследования) c. 8-19

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.12.37146

Аннотация: Этнический язык составляет важнейший компонент национальной культуры этноса, он — одновременно и предпосылка, и условие существования народа. Предметом данного исследования являются этноязыковое сознание и этническая идентичность долган Таймыра. Исследуются выбор языка в качестве родного, уровень языковой компетенции, сферы использования долганского языка, степень владения различными языками региона у долган, вопросы о языковой преемственности и другие процессы, раскрывающие динамику этноязыкового самосознания. В статье впервые приводятся результаты проведенных в 2021 г. полевых исследований в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, в т.ч. в с. Хатанга и п. Попигай, являющихся местом компактного проживания долган.    По результатам количественных и качественных социологических исследований и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях родного языка в качестве наиболее важных этноидентификаторов и устойчивых позициях долганского языка в качестве основного языка общения в исследуемых населённых пунктах. Развитость и устойчивость основ традиционного уклада жизни, сфер занятости и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера оказывается основным институциональным барьером для языкового сдвига, ведущего к утрате этнических языков. Система образования на родных языках коренных малочисленных народов Севера и социокультурная сфера также являются важнейшими факторами сохранения родных языков, традиционного образа жизни и уникальных культурных ценностей долган Таймыра.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.