ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Танюшина Александра Александровна
Культура и искусство, 2020-6
|
Танюшина А.А. - Немецкий дада-фотомонтаж как искусство «реального»: на пути к «новому реализму» |
|
c. 47-59
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.6.31742
Аннотация: Предметом исследования являются такие художественные практики немецкого дадаистского искусства, как фотография и фотомонтаж. Актуальность данной темы связана не только с увеличением интереса среди искусствоведов, культурологов, историков и литераторов к культуре Веймарской Германии, но и с активным изучением современными исследователями особенностей функционирования разнообразных изобразительных практик, чье появление обусловлено постоянной сменой и взаимной интеграцией различных художественных медиумов, среди которых фотография и основанные на ней фототехники занимают особое место. Методология исследования носит комплексный характер и предполагает единство культурно-аналитического, философско-антропологического и источниковедческого приемов: путем изучения первоисточников, к которым относятся литературные тексты, эссе и манифесты основных представителей немецкого дадаизма, автор приходит к выводу о существенной роли категории «реальное» в идейно-содержательной составляющей рассматриваемого течения, апелляция к которой и обусловила обращение дадаистов к фотомонтажной технике. Итогом исследования является выявление основополагающих философского-методологических и идейно-содержательных аспектов фотомонтажных практик немецких дадаистов. Кроме того, в статье кратко обозначены пути дальнейшего развития дада-фотомонтажа в Веймарской Германии. Результаты данной работы могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований дада-искусства, немецкого искусства «нового реализма», представленного в работах художников «новой вещественности» и «магического реализма», а также многих последующих художественных течений ХХ века, для которых свойственно использование фотографических и фотомонтажных техник.
|