по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Быкова Юлия Игоревна
Культура и искусство, 2021-10
Быкова Ю.И. - Драгоценное обрамление жалованных «персон» в петровское время c. 89-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.36687

Аннотация: Целью исследования является комплексное изучение драгоценного обрамления жалованных царских «персон» в России в петровское время. Автор статьи поставил задачи рассмотреть проблемы, связанные с возникновением подобных наград в России, с обстоятельствами создания драгоценных оправ этого времени, с мастерами, их изготавливающими, с возможными «прототипами» рисунка алмазного обрамления, с аналогичными западноевропейскими наградами и т.д. Для достижения обозначенной цели данной работы автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Объектом изучения стали наградные знаки – царские «персоны» первой четверти XVIII в. (эмалевые и живописные миниатюрные портреты Петра I, а также чеканные медали). При работе над статьей были использованы как письменные (неопубликованные архивные документы), так и изобразительные (портреты вельмож петровского времени, представленные с этими наградами; изображение «персон» на литографиях середины XIX в.) источники и др. Благодаря исследованию удалось определить, что драгоценные оправы жалованных царских «персон» первой четверти XVIII в. имели общий рисунок, восходящий к единому образцу. Скорее всего, при создании обрамления наградных знаков в России мастера опирались на внешний вид царских «персон», привезенных Петром I из Англии и Голландии после Великого посольства. Эти западные образцы, в свою очередь, имели «дизайн», характерный для подобных королевских наград XVII в. В результате проведенной работы установлены имена некоторых ювелиров, изготовлявших алмазные обрамления «персон» в России в это время. Это «иноземцы» Я. Вестфаль, К. Болдан, И. Яспер. Причем значительную часть таких обрамлений (более ста) создал Якоб Вестфаль. Рисунок драгоценной оправы, заложенный в царских «персонах» в петровское время, продолжит свое существование в подобных же наградах российских правителей и в XVIII–XIX вв.
Культура и искусство, 2020-12
Быкова Ю.И. - Ювелиры, работавшие по царскому заказу в России в петровское время. Биография. Организация труда. Стилистика c. 27-51

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34368

Аннотация: Целью исследования является комплексное рассмотрение всех групп золотых, серебряных и алмазных дел мастеров, работавших по царскому заказу в Москве и Санкт-Петербурге в конце XVII — первой четверти XVIII в. (их биографии, организация труда и творчество), а также анализ стилистической эволюции в художественном образе изделий из драгоценных металлов этого периода. Для достижения обозначенной цели данной работы автором был применен комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Объектом исследования является искусство ювелиров петровского времени. Для достижения поставленной цели автор обратился к неопубликованным архивным документам и памятникам декоративно-прикладного искусства из собраний отечественных музеев. Автору статьи удалось обобщить и проанализировать опубликованный материал, посвященный творчеству ювелиров этого времени, а также ввести в научный оборот новые сведения о мастерах на основе архивных документов. Исследование показало, что в начале XVIII в. царский заказ выполняли несколько групп ювелиров, живших в Москве и Петербурге, находившихся как на государственной службе, так и являвшихся «вольными» мастерами. Работа с архивными документами позволила уточнить национальность некоторых иностранных специалистов и время их приезда в Россию. Автор статьи предположил связь между отношением заказчика-монарха к придворной культуре и стилистикой произведений декоративно-прикладного искусства.
Культура и искусство, 2020-9
Быкова Ю.И. - Малые короны российских императриц в XVIII – первой половине XIX века. Создание, бытование, художественные особенности c. 15-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.33829

Аннотация: Объектом исследования являются Малые императорские короны российских императриц XVIII — первой половины XIX века. Целью исследования стало уточнение обстоятельств создания и бытования Малых императорских корон в России в этот период, выявление их художественных особенностей и анализ этих регалий как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Для достижения обозначенной цели данного исследования автор применил комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Для этого автор обратился к разнообразным источникам: неопубликованным архивным документам, воспоминаниям современникам, а также изобразительному материалу. В работе уточнен термин «Малая» корона. На основе архивных документов удалось, прежде всего, ввести в научный оборот сведения о ряде Малых корон, ранее неизвестных, уточнить обстоятельства создания этих корон и имена мастеров, их изготовивших. Впервые был проанализирован художественный образ Малых императорских корон. Исследование показало, что в XVIII в. этот образ изменялся под влиянием стилистических пристрастий в художественной культуре России и в связи со сменой придворных ювелиров, принадлежавших к различным художественным ювелирным школам. В XIX веке, наоборот, под воздействием национальных идей и благодаря уже сложившемуся государственному церемониалу, тяготеющему к традиционности, внешний образ Малых корон был полностью ориентирован на Малую корону 1797 года.
Культура и искусство, 2019-9
Быкова Ю.И. - Художественные особенности императорских погребальных корон в России XVIII – начала XIX века c. 28-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30726

Аннотация: Объектом исследования являются императорские погребальные короны российских монархов и членов их семей XVIII — начала XIX в. Целью исследования было выявить художественные особенности и провести анализ погребальных корон как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Обращение к архивным документам позволило определить обстоятельства создания этих корон и имена мастеров, их изготовивших, место, которое они занимали в траурном церемониале, а также реконструировать внешний облик некоторых из них. В своей статье автор применил комплексный метод исследования (сочетание искусствоведческого и историко-культурного подхода), что позволило более многогранно рассмотреть основные научные проблемы. Автору статьи впервые удалось проанализировать художественный образ императорских погребальных корон, который трансформировался на протяжении XVIII–XIX вв. Это было связано и с изменением стилистических пристрастий в художественной культуре России, и со сменой придворных ювелиров, которые исполняли царский заказ. В ходе работы удалось установить стилистическую эволюцию венцов, когда от пышных, исполненных из разноцветных драгоценных камней, погребальных корон первой половины XVIII в. постепенно к началу XIX в. перешли к серебряным позолоченным венцам, которые лишь имитировали образ императорской короны своего покойного владельца.
Культура и искусство, 2018-12
Быкова Ю.И. - Новые сведения о творчестве придворного ювелира Якоба Дублона (1702–1768) и его роль в создании Малых императорских корон c. 29-44

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28356

Аннотация: Объектом исследования является биография и творчество придворного ювелира Якоба Дублона, работающего по царскому заказу в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Также отдельное внимание уделено и его родному брату серебряных дел мастеру Мартину Карлу Дублону. Также предметом исследования становятся некоторые памятники ювелирного искусства, хранящиеся в собраниях отечественных музеев. Особый интерес представляют обстоятельства создания и использования в различных церемониалах Малых императорских корон в первой половине XVIII в. В своей статье автор применил комплексный метод исследования (на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода), что позволило более многогранно рассмотреть основные научные проблемы. Автору статьи впервые в отечественной искусствоведческой науке удалось установить происхождение двух выдающихся ювелиров, работающих при русском дворе в середине XVIII в., Якоба и Мартина Карла Дублон и выяснить, что они являлись носителями традиций нюрнбергских златокузнецов. Найденные автором в архивах документы позволили значительно расширить научное представление о творчестве этих мастеров, узнать об исполненных ими царских заказах. В ряде случаях, удалось «опознать» ювелирные вещи, созданные Якобом Дублоном на изобразительном материале. Исследование показало, что Якоб Дублон внес значительный вклад в развитие русского ювелирного искусства. С именем этого мастера оказалось связано и создание новых императорских регалий. Именно Дублон определил стилистику этих инсигний, утвердившуюся на всю вторую половину XVIII столетия. Также, удалось рассмотреть проблему создания, использования и бытования Малых корон в первой половине XVIII в., которая ранее не поднималась в научной литературе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.