по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Канныкин Станислав Владимирович
Философская мысль, 2024-2
Канныкин С.В. - Феноменология и философия стайерского бега c. 60-76

DOI:
10.25136/2409-8728.2024.2.41026

Аннотация: Представлен обзор не переведенной на русский язык и не введенной в сферу отечественных исследований философии спорта монографии финского философа Тапио Коски «Феноменология и философия бега. Многогранность бега на длинные дистанции» (2015 г.). Предметом исследования являются экзистенциальные переживания бегунов-стайеров, базирующиеся на онтическом контакте тела и мира. В статье ставится вопрос о том, как при помощи длительного бега человек может исследовать и использовать свой духовно-физический потенциал, пробиваясь к подлинному «я». Способами описания бегового опыта являются феноменология тела М. Мерло-Понти и фундаментальная онтология М. Хайдеггера, а также некоторые концепции восточной философии, направленные на достижение телесно-духовной целостности человека. Т. Коски обосновывает значимость беговых переживаний для личности тем, что они открывают некоторые аспекты ее бытия, не представленные «чистому», игнорирующему телесный опыт сознанию. К ним относятся «эмпирические ядра», на основе которых Dasein может реализовать свои возможности: устранение конфликта между субъектом и объектом; умиротворение; полное присутствие в настоящем; чувство силы жизни, "просветление" и др. Благодаря беговой актуализации «эмпирические ядра» позволяют расслышать обращенный к нам и интуитивно воспринимаемый «зов совести», направляющий личность на собственный путь жизни. Вокруг этих «ядер» организуются другие переживания, канализирующие жизнь человека к аутентичности и гармонии с миром, на их основе осуществляется социальное бытие личности, в силу чего Т. Коски полагает их имеющими фундаментальную этическую природу. Значение своего исследования финский философ усматривает в активизации изучения культурного содержания беговых практик и обосновании метафизических компонентов стайерского бега, что может помочь осмыслить "человеку бегущему" экзистенциально важные переживания и лучше понять цели своего существования.
Педагогика и просвещение, 2023-4
Канныкин С.В. - Бег как средство обучения и воспитания в теоретическом наследии и в педагогических практиках выдающихся российских исследователей физической культуры второй половины ХIХ - начала ХХ века c. 186-204

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.39193

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена неудовлетворительным состоянием здоровья подрастающего поколения россиян, а также проблемами преподавания физической культуры в нашей стране. Одной из причин такого положения дел является явно недостаточно используемый в современном российском образовании потенциал разнообразных видов бега и основанных на нем упражнений. Известные российские педагоги второй половины XIX – начала ХХ века П. В. Тиханович, А. Г. Берглинд, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, А. Д. Бутовский, В. Е. Игнатьев и В. Г. Ухов предлагают теоретическое обоснование и дают яркие примеры практического решения важнейших образовательных задач на основе активного применения в учебном процессе беговой локомоции. Предметом данного исследования является осмысление ими учебно-воспитательного потенциала бега как самого доступного и привлекательного для детей вида двигательной активности, обеспечивающего комплексное развитие личности. Как средство обучения и воспитания беговые упражнения позволяют достичь важнейших образовательных целей, нашедших свое выражение в основных принципах педагогики. Это обеспечивается естественным («инстинктивным») характером бега, что объясняет его пользу для здоровья, общедоступность и рекреативность; игровой формой беговых занятий; связью телесного и интеллектуального развития при осуществлении сложных беговых упражнений, приучением к работоспособности, основанной на навыке длительного волевого напряжения и «твердости духа», достижением изящности движений и пр. Автор приходит к заключению, что выдающиеся отечественные исследователи физической культуры П. В. Тиханович, А. Г. Берглинд, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, А. Д. Бутовский, В. Е. Игнатьев и В. Г. Ухов раскрыли огромный образовательно-воспитательный потенциал бега, значимый для современных педагогических практик.
Социодинамика, 2023-2
Канныкин С.В. - Социокультурные факторы появления и деятельности клубов любителей бега в СССР c. 50-65

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.2.39709

Аннотация: Предметом исследования являются социокультурные детерминанты генезиса и функционирования клубов любителей бега (КЛБ) СССР периода 1968-1991 гг. Задачи работы: определение предпосылок появления бегового клубного движения в СССР; раскрытие существенных особенностей КЛБ как инициативных клубов самоорганизации бегунов-любителей; выявление внешних и внутренних функций беговых клубов. Источниковой базой исследования послужили как научные публикации, так и представленные в Интернете воспоминания организаторов и первых участников деятельности КЛБ в СССР. Методологической основой работы является философски ориентированный социокультурный подход, в рамках которого производится исследование сложных отношений социального и культурного в ареале возникновения, функционирования и влияния на советское общество деятельности клубов любителей бега, а также методологический прием конструирования генетического «идеального типа» М. Вебера. Основные предпосылки появления КЛБ усматриваются в традициях досуговых беговых практик дореволюционной России; советском комплексе ГТО; развитии физкультурно-спортивных общественных организаций; проблемах, порожденных НТР; воздействии западной беговой культуры. В ракурсе определения существенных особенностей, КЛБ рассматриваются как инициативные досуговые клубы, ориентированные на обеспечение максимальной эффективности использования бега для достижения лечебных, оздоравливающих и личностносозидающих целей своих участников. Миссией КЛБ было совершенствование человека и общества посредством беговых практик, утверждение на их основе непреходящих гуманистических ценностей: здоровья, калокагатии, социальной активности, саморазвития. Новаторством КЛБ в функциональном аспекте было развитие сверхмарафонского бега в СССР, массовое привлечение к беговой активности женщин, разработка методик оздоровительного бега для различных групп населения, культивирование ветеранского бегового любительского спорта, объединение беговых и художественных практик в рамках зрелищных мероприятий.
Культура и искусство, 2022-12
Канныкин С.В. - Цели, мотивы и коллизии женских беговых практик в свете гендерного подхода c. 32-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.12.37276

Аннотация: По доминирующим в научном дискурсе представлениям спортсменкам-стайерам ХХ века пришлось длительное время и в напряженной борьбе преодолевать гендерные стереотипы, согласно которым длительный бег лишает их «женственности» и угрожает репродуктивной функции. В статье показано, что причины долгого негативного отношения общества к физкультурному и спортивному женскому бегу намного более многообразны и исторически углублены, они выходят далеко за сферу тренировочно-соревновательной деятельности и «чистой» физиологии, имея социокультурно детерминированную мировоззренческую основу. Задачи статьи: определение видов женских беговых практик; анализ целей и мотивов беговой деятельности их участниц; выявление причин порождаемых этими практиками социальных коллизий и способов их преодолений. Основными видами женских беговых практик являются ритуальный соревновательный и внесоревновательный бег, праздничный соревновательный бег, оздоровительный и спортивный бег. Бег использовался женщинами для достижения следующих целей: замужество, материальное вознаграждение, угождение богам, переход в новую социальную группу, магическое воздействие, эмансипация, физическое развитие и установление рекордов. Мотивами беговых практик являлись обретение покровительства, обеспечение благополучия общности, подтверждение своей половозрастной полноценности, обретение магических способностей, преодоление скудности жизни, здоровьесбережение, самореализация, достижение равноправия с мужчинами в видах соревновательной деятельности и возможностях, предоставляемых обществом выдающимся спортсменам. Коллизии женских беговых практик связаны в основном с имеющей мифологические, религиозные и философские основания мизогинией традиционных обществ и гендерными стереотипами новейшего времени, согласно которым длительная беговая локомоция не соответствуют гендерным экспектациям общества, нормам приличия и наносит непоправимый вред женскому здоровью. Во многом благодаря самоотверженной борьбе бегуний за равноправие в реализации своего атлетического потенциала женская идентичность сегодня связывается не только с феминностью, а на последней Олимпиаде в Токио впервые был достигнут гендерный паритет участников.
Философская мысль, 2022-9
Канныкин С.В. - Культурное содержание личностносозидающих беговых практик c. 44-63

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.38779

Аннотация: В эволюции homo sapiens бег приобретает характер деятельности, то есть предполагает как производность от рефлексивности, так и участие в ее осуществлении с целью преобразования и самого субъекта, и среды его существования. Тем самым бег обретает культурную значимость, прояснение которой и является целью данной работы. Для ее достижения ставится вопрос о личностносозидающих ресурсах беговых практик, об их вкладе в формирование сознания и производных от его активности феноменов, например воли, выносливости, медитативных состояний. Также раскрываются особенности этих ресурсов, выражающих метафизические компоненты человеческого «Я». Личностная потребность в беговой активности имеет следующие измерения: онтологическое (выбор беговой локомоции как ответ на «двигательный зов» бытия); антропологическое (реализация видовой наследственной предрасположенности, фундирующей многие элементы культуры); психологическое (достижение максимальных ощущений от предельных двигательных действий) и социокультурное (участие в разнообразных социальных практиках). Систематическая беговая активность развивает способность к длительной выносливости, общекультурное значение которой заключается в том, что бегуны находят практически эффективные и во многом универсальные способы ценностно-смысловой мотивации к осуществлению деятельности, имеющей дефицит побуждения. Высокоавтоматизированное беговое действие становится способом воспроизводства специфической способности к динамической медитации, то есть создает своего собственного субъекта и участвует в развитии физической культуры личности, а формирование способности («двигательного профессионализма») к такому бегу является одним из направлений воспитательного процесса. Субъект-субъектная ориентация медитативного бегового действия означает направление усилий на осуществление личностной активности, связанной с поддержкой «субстанции» субъектности ‒ социального, где только и обеспечивается возможность рефлексивного бытия человека. Маркером социальной "нагруженности" бегового двигательного действия, помимо высокоавтоматизированности и производства специфических структур сознания, является его нравственный компонент, особенно ярко проявляющийся в соревновательных практиках и беговых событиях.
Социодинамика, 2022-5
Канныкин С.В. - Городские беговые практики, их детерминанты, трансформации и влияния c. 50-70

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.5.38037

Аннотация: Гипотеза исследования состоит в том, что беговая локомоция по городскому пространству имеет порождаемое этой средой специфическое социокультурное измерение, содержащее как инвариантную часть, присущую городскому бегу вообще, так и вариативную, обусловленную уникальным «гением места» и своеобразным комплексом ценностно-нормативных установок личности. Предметом научной работы является двуединый процесс: влияние городской среды на социальные и экзистенциальные параметры беговой локомоции, а также обратное влияние массового городского бега во всем разнообразии его разновидностей как на место его осуществления и участников, так и на общество в целом. Методологической основой исследования выступает социокультурный подход. Социальные институты, детерминирующие в настоящее время регулярную групповую беговую активность горожан, относятся ко всем сферам жизни общества: экономической (беговой туризм), социальной (праздники с карнавально-игровой составляющей), политической (агитационные пробеги), духовной (институты социализации, использующие беговую активность как способ приобщения к гуманистическим ценностям). В экзистенциальном регистре уличный бег можно рассматривать как способ "присвоения" отчужденного городского пространства; городские забеги позволяют войти в пограничное состояние для прояснения глубин своего «Я», подготавливают к деятельности в городской высококонкурентной среде, обеспечивают недостижимую вне бега полноту телесно-эмоционального переживания города, являются для бегунов реализацией «права на город». Массовые беговые практики создают собственные семантические поля в «тексте» каждого города, маркирующиеся памятниками, названиями, событиями и легендами; уличный бег является формой синойкизма, связывая городские территории в единое духовное пространство, осуществляет праздничное преображение города, вносит значительный вклад в развитие экономики, способствует джентрификации территорий и брендированию города. Габитус современного городского бега как социальной практики можно представить следующими диспозициями: солидарность, здоровый образ жизни, женская эмансипация, социализация, вовлеченность в экологическое движение.
Социодинамика, 2022-3
Канныкин С.В. - К вопросу о социокультурной специфике развития беговых практик в России c. 45-66

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.3.36759

Аннотация: Важность исследований национальной специфики беговых практик обусловлена тем, что в глобальном контексте они позволяют выявить наиболее эффективные из апробированных форм использования бега для обеспечения благополучия человека, а в этническом ракурсе – глубже понять культурные особенности определенного общества. Предметом данного исследования является социокультурная обусловленность многообразных беговых практик, бытовавших ранее и до сих пор присущих населению России. Автор определяет их детерминацию различными идейными комплексами, общественными процессами и акторами, а также анализирует присущие беговой деятельности вариации и смысловые трансформации в динамичном поле национальной культуры. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. В мифо-религиозном общественном сознании древности (допетровская эпоха) ноги как часть телесного низа имели негативную коннотацию, что обуславливало в основном отрицательную маркированность бега как атрибута нечисти. Состязательные и ритуальные беговые практики осуждались как проявление языческих игрищ и способов «задобрить» злых духов, в карнавальной народной культуре бег ассоциировался с нижними уровнями социальной иерархии: детьми и женщинами. 2. Вестернизация российского общества (период от реформ Петра I до 1917 г.) обусловила прикладное использование беговых практик в военном деле и педагогике. В конце XIX века бег в России становится видом любительского спорта, используется для здоровьесбережения в основном женщинами, а в соревновательной форме бытует главным образом в мужской среде прозападно ориентированной интеллигенции крупных городов. 3. Во времена становления и развития СССР спортивный и оздоровительный бег применялся государством как элемент евгеники, способ развития производительных сил, средство культурного строительства и агитации. В постсоветское время наблюдаются коммерциализация, массовизация и гуманизация любительского бегового движения в России на фоне кризиса спортивного бега высших достижений.
Педагогика и просвещение, 2022-2
Канныкин С.В. - Воспитательно-образовательные функции бега в педагогической системе П.Ф. Лесгафта c. 47-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.35822

Аннотация: Предметом исследования являются педагогически значимые функции бега и беговых упражнений, выступающих базовыми компонентами системы физического образования, созданной Петром Францевичем Лесгафтом (1837-1909). Прояснение воспитательного и познавательного потенциала беговых практик для формирования физических способностей, ума, характера и нравственных качеств обучающихся в свете гуманистических идеалов П.Ф. Лесгафта составляет цель предлагаемой научной работы. Автор обращает внимание на глубину постижения великим российским педагогом историко-теоретических и прикладных аспектов многообразных беговых упражнений, их системных отношений не только с другими видами физической активности, но и со школьным комплексом естественных дисциплин, а также воспитательным процессом в целом. Практическая значимость статьи проявляется в ее направленности на повышение качества преподавания физической культуры в образовательных учреждениях. В качестве приемов исследования были выбраны историко-антропологический подход, ряд общенаучных (систематизация, обобщение, сравнение) и теоретических методов (анализ литературы по проблеме исследования, терминологический анализ). В соответствии с разработанной П.Ф. Лесгафтом концепцией многомерной корреляции физического и интеллектуально-духовного развития установлено, что в качестве учебного упражнения бег без поворотов (экплетридзейн) формирует мышечное чувство пространства; длительный бег, бег с препятствиями и бег с отягощениями приучают к настойчивости действий; скоростной бег – к сосредоточенной деятельности, требующей значительного напряжения в короткий период; бег с факелом развивает координацию действий верхних и нижних конечностей; бег на носках способствует изяществу движений; бег в «партийных» играх приучает к дисциплинированности и ответственности перед командой; бег с метрономом развивает чувство времени. Также беговые упражнения готовят юношей к воинской службе, а в отношении школьников обоих полов выполняют рекреационную функцию и развивают навык нахождения оптимального соотношения преодолеваемого расстояния, времени и затраченных сил.
Культура и искусство, 2021-10
Канныкин С.В. - Специфические беговые практики некоторых регионов Востока: опыт философского анализа c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.34933

Аннотация: Предметом исследования является социокультурная обусловленность специфических беговых практик некоторых регионов Древнего и современного Востока, которые выражают базовые мировоззренческие установки аутентичных религиозно-философских традиций и социальные паттерны, присущие восточному типу цивилизаций. В свете кризиса кубертеновского олимпизма как социального движения и идеологии цивилизация Востока дает яркие примеры значимости систематического духовного развития, выступающего основой неординарных телесных достижений. Беговой опыт монахов-буддистов позволяет утверждать, что именно в сфере высших идеальных ценностей находится возвышающий человека источник потребности в физическом совершенстве, а наша экзистенциальная цель – непрестанное расширение границ своих возможностей, развитие себя как духовно-телесного единства, «просветление», обретение гармонии с космосом.     Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам: 1. Специфические беговые практики Древнего Востока не имеют соревновательного характера, являясь лишь одним из средств в достижении духовного освобождения. 2. Своеобразие бега Древнего Востока обусловлено тем, что он зачастую являлся видом динамической медитации. 3. Уникальные методики беговой подготовки монахов-буддистов являются многократно апробированными способами реализации высших уровней духовного и физического потенциала человека, что обеспечивает их универсальную гуманистическую ценность. 4. Социальная значимость специфической беговой локомоции нашла свое выражение в выполнении бхикшу светской функции вестников и религиозно-магических функций личного подтверждения достижимости мокши и заклинания злых духов. 5. Своеобразие бега на Востоке в ситуации современности обусловлено его массовостью, внерелигиозной мотивацией к тренировкам, способностью быть средством объединения культурных установок цивилизаций Запада и Востока, являться методом группового сплочения, а также выражать национальный дух и выступать одной из форм женской эмансипации.
Социодинамика, 2021-7
Канныкин С.В. - «Во всяком случае, он так и не перешел на шаг»: опыт философского исследования массового бега на выносливость c. 34-53

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.7.34205

Аннотация: Объектом представляемой научной работы является массовый бег на выносливость как социальный феномен ХХ-ХХI вв. Предмет исследования – духовные основания выбора субъектом и социокультурные компоненты бытия массового бега на выносливость, рассмотренные в их взаимосвязи. Исследование базируется на научном подходе и общих принципах методологии научного исследования, в нем используется диалектический метод, выдерживается ориентация на идеи и ценности концепции гуманизма. Решаемые задачи: 1. Выявить социальную базу и причины широкого распространения бега на выносливость в Новейшее время. 2. Исследовать особенности взаимодействия беговой локомоции с бессознательной сферой личности спортсмена-любителя. 3. Эксплицировать влияние стайерского бега на метафизическую составляющую духовного мира «человека бегущего». 4. Осмыслить потребности общества, удовлетворяемые культивированием и пропагандой положительной значимости стайерских беговых практик. 5. Определить проблемное поле «философии бега». Новизна исследования заключается в определении мировоззренческих оснований беговой деятельности непрофессиональных стайеров. Эти основания рассматриваются как главная причина широкого культивирования бега на выносливость в современном обществе и смысловой стержень проблемного поля «философии бега». Метафизический компонент сознания "человека бегущего" посредством длительного бегового усилия восходит к трансцендентному началу своей экзистенции; любительский бег на выносливость обеспечивает селекцию наиболее эффективных адаптационных навыков; служит способом формирования аутотелической личности, ориентированной на модус "бытия", а не "обладания"; выступает компонентом экологических движений и благотворительных кампаний, формой социализации людей с ограниченными возможностями, имеет мощный воспитательный потенциал; являясь основой большинства атлетических движений, бег может рассматриваться как «исходная клетка», детерминирующая влияние физкультурно-спортивных практик на сознание и тело человека, а также современный этап развития общества. В отношении человека это влияние можно обозначить словом «калокагатия», а в отношении общества – «гуманизм» и «демократизм».
Социодинамика, 2021-6
Канныкин С.В. - Олимпийский бег на выносливость и дух атлетизма c. 67-80

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.6.33234

Аннотация: Предмет исследования – метафизические аспекты олимпийского бега на выносливость в их отношении к формированию атлета как гармонично развитой личности. Актуальность работы обусловлена необходимостью прояснения духовных оснований спортивного бега, рассматриваемого в качестве наиболее универсальной формы двигательного действия атлета. Как целенаправленное движение, осуществляемое в пространстве культуры, бег бытийствует как социальное явление и имеет трансцендентальное измерение, поскольку производен от установок сознания реализующего его субъекта и, в свою очередь, оказывает влияние как на своего агента, так и на социальную группу, в которую входит данный субъект, а через нее – и на человечество в целом. Именно бег на выносливость, предполагающий довольно значительную распространенность и агональную длительность, позволяет с необходимой ясностью определить некоторые ментально-волевые установки атлетической (т.е. гуманистически нагруженной, олимпийской) спортивной деятельности.     Новизна исследования состоит в рассмотрении метафизических оснований бега сквозь призму идейных оснований Олимпизма. Отмечено, что изо всех видов олимпийского спорта бег на выносливость более всего укоренен в человеке экзистенциально, поскольку человек превосходит всех млекопитающих именно в длительном беге. Олимпийский бег на выносливость транслирует обществу такие ценностно окрашенные установки сознания и деятельности, как патриотизм, жертвенность, самопознание, верность своему призванию, благородство и честность. Атлет, формирующийся посредством олимпийских беговых практик, направлен к достижению калокагатии, поскольку бег на выносливость требует длительного и многократного воспроизведения доведенного до автоматизма оптимального двигательного действия, обеспечивающего устойчивое состояние «психосоматической собранности», т. е. гармонии, сопряжения его душевного начала с началом телесным.
Социодинамика, 2021-5
Канныкин С.В. - Бег на выносливость как один из факторов антропогенеза c. 84-94

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32915

Аннотация: Целью работы является критический анализ с философских позиций гипотезы американских биологов Daniel Lieberman (Гарвард) и Dennis Bramble (университет Юты) о беге на выносливость как одном из значимых факторов антропогенеза. В статье решаются задачи определения ее сильных и слабых сторон, а также познавательного потенциала для дальнейших исследований в сфере антропологии. Изучаемая гипотеза сопрягается с другими рационалистическими и эволюционными концепциями антропогенеза, рассматриваясь как средство уточнения и подтверждения их базовых положений. Основные методы исследования – анализ и сравнение, результаты работы приемлемы для дополнения и конкретизации трудовой теории антропогенеза данными современного естествознания в их философской интерпретации. Областью применения полученных результатов являются философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в философском осмыслении бега на выносливость как компонента доорудийной коллективной трудовой деятельности предков современного человека, одной из предпосылок формирования абстрактного мышления, а также средства инициации молодежи и сплочения коллектива, во многом нивелирующего гендерные различия в процессе взросления детей и добывания пищи первобытными охотниками.
Социодинамика, 2021-5
Канныкин С.В. - «Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега…» c. 73-83

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32955

Аннотация: Предметом исследования является определение особенностей бытия соревновательного бега в социокультурной ситуации Средневековья. Актуальность научной статьи обусловлена важностью постижения социально-исторического контекста, в котором происходит десакрализация атлетизма (и бега как его компонента), а также оснований и проявлений его перехода в сферу секулярных, гуманистически ориентированных телесных практик. Решаемые задачи: сравнение сакральных и профанных компонентов бегового атлетизма в Античности и в Средние века, выявление причин десакрализации бега в изучаемый период, а также новых проявлений и направленности трансформации его профанной составляющей. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. Плодотворным оказалось рассмотрение соревновательного бега с использование бинарной оппозиции сакральное/профанное. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении причин и следствий средневековой десакрализации бега и отсутствия институализации беговых состязаний; рассмотрении особенностей занятий бегом в кругах элиты и простонародья; исследовании специфики беговых соревнований в карнавальной культуре; определении причин прикладного использования бега на выносливость в экономической деятельности, а также фиксации необычной для теоцентричного Средневековья гуманистической ориентации бега как отдельного вида состязаний и основы атлетической деятельности вообще.
Культура и искусство, 2021-3
Канныкин С.В. - Бег в мифе c. 10-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.32927

Аннотация: В статье решаются задачи определения сфер использования и функций бега в первобытных обществах на основе источников, имеющих мифологический характер, и связанных с культурой Древней Греции, американских индейцев, славян, народов Крайнего Севера, романских племен, кельтов, народов Древнего Египта, иудеев, народов Океании и других. Рассматриваемая проблематика помогает лучше понять духовные основания культивирования телесных способностей в прошлом, а также выявить этапы и специфику трансформации социально значимых практик, связанных с бегом, в настоящем. Основные методы исследования – анализ, сравнение и синтез, областью применения полученных результатов являются философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении особенностей функционирования бега в мифе в трех регистрах: космологическом (бег рассматривается в этиологической и посреднической между макро-и микрокосмом функциях), биологическом (как проявление физического здоровья и уникального для млекопитающих способа охоты, основанного на длительном беге на выносливость) и социальном (бег как способ повышения и сохранения социального статуса, обретения брачного партнера, элемент обрядности, средство инициации и пр.).
Человек и культура, 2021-3
Канныкин С.В. - Бег в повседневности и праздничной культуре Ренессанса и Нового времени c. 143-154

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33028

Аннотация: Предметом исследования является определение особенностей бытия бега как вида деятельности в социокультурной ситуации Возрождения и Нового времени Старого и Нового Света. Актуальность изучения социально значимых особенностей существования бега в повседневности и праздничной, карнавальной культуре XV – XIX вв. обусловлена тем, что именно в рассматриваемый период начинают формироваться ментальные запросы и восстанавливаться телесные практики, которые в 1896 г. станут душой и плотью первых Олимпийских игр современности, началом и кульминацией которых явились беговые состязания. Античный идеал калокагатии обогащается в это время идеями самодостаточности и самопроективности человека, чьи творческие, созидающие устремления в равной степени распространяются как на дух, так и на тело. Бег формирует физические и психические качества, расширяющие границы человеческого существования, являясь тем самым инструментом экзистенциального роста через преодоление границ телесной и духовной «нормальности», обусловленных стереотипами и устоями повседневности. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. Плодотворным оказалось рассмотрение бега с использованием культурологических понятий «повседневность», «праздник», «карнавал» и бинарной оппозиции сакральное/профанное. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в трактовке бега на выносливость как экзистенциального измерения повседневности, способа организации коммуникации между разными видами поселений и социальных слоев и формирования эталонного «культурного тела» эпохи. Бег рассматривается как вид деятельности, преимущественно характерный для социальных низов, для маргинальных слоев общества участие в городском празднике в формате «карнавального» бега было способом интеграции в социум, проявлением коллективной солидарности. Их связанный с буффонадой бег был служением непритязательным вкусам толпы, но при этом бегущие в шутовском образе выходили сами и выводили зрителей из рутины повседневности, становясь ее контрапунктом. Также определен вклад высших слоев общества в развитие беговых практик: экономический (содержание бегунов-профессионалов и материальное поощрение победителей-непрофессионалов на городских праздниках); практический (любительский бег или другие атлетические упражнения как компонент повседневности джентльмена), идейный (гуманисты Ренессанса полагали физическую активность внерелигиозным способом преодоления времени через максимально долгое сохранение телесного благополучия).
Философская мысль, 2021-3
Канныкин С.В. - Бег в свете идей Олимпизма П. де Кубертена c. 51-65

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33124

Аннотация: Предмет исследования – социокультурная обусловленность бега. Актуальность работы определяется невключенностью в философский контекст, предполагающий обращение как ко всеобщему, так и к базисному, основополагающему, бега как максимально универсальной культурной формы двигательного действия спортсмена, а также отсутствием определения его гуманистической значимости как в индивидуальном, так и в коллективном бытии. Автор ставит три задачи: выявить и раскрыть основания концепции Олимпизма Кубертена; определить содержание ценностей Олимпизма, понимаемых как важнейшие идеи, ориентированные на воплощение в жизнь человека и общества посредством олимпийского спорта; представить гипотезу бега как базовой для спорта телесной практики, бытие которой в социуме обязательно предполагает трансцендентное измерение, коррелирующее с идейными компонентами Олимпизма.   Новизна исследования состоит в рассмотрении бега сквозь призму идейных оснований Олимпизма. Их присущесть универсальным для спорта беговым практикам делает бег, рассматриваемый в качестве компонента социальной среды, средством сохранения и распространения кубертеновской идеологии формирования посредством воспитательного спорта атлета как гармоничной, то есть духовно и физически развитой, личности. Если учесть, что социально обусловленное беговое двигательное действие участвует в формировании структур сознания человека, то психический мир субъекта, образуемый с участием олимпийски ориентированных беговых практик, во многом характеризуется ценностями, прояснению и утверждению которых посвятил свою жизнь Пьер де Кубертен.
Философская мысль, 2021-1
Канныкин С.В. - Сакральное и профанное в олимпийском беге Античности c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.32933

Аннотация: Бег – это первый и долгое время единственный вид олимпийского агона, родоначальник спорта в его современном понимании. Социокультурный фон, связанный с появлением, развитием и модификацией беговых спортивных практик Античности, во многом является духовной основой атлетической состязательности современности («олимпизма»), что обеспечивает как философскую значимость, так и актуальность исследования. Дуализм сакрального и профанного пронизывал не только атлетические агоны, но всю Античность, был ее Zeitgeist – «духом времени». Сквозь призму этой бинарной оппозиции и рассматривается бег как исходный вид олимпийских состязаний. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении составляющих сакрального (благодарность богам, проявление покорности их воле, страх перед их гневом и получение награды от божества) и профанного (культивируемый «короткий» бег как признак высокого этапа развития общества, профессионализация бега, бег как средство воспитания, оздоровления и социальной динамики, показатель гражданской зрелости и пр.) компонентов олимпийского бега Античности. Также осуществлено их диалектическое сопряжение в рамках объяснения прямолинейной траектории олимпийского бега, единства миротворческой и военно-прикладной значимости агонов, а также устремлений к богоподобию и канализированию социально опасной энергии честолюбия в беговых соревнованиях атлетов.
Педагогика и просвещение, 2017-1
Мухина З.З., Канныкин С.В., Пивоварова Л.Н. - Из опыта патриотического воспитания студентов в техническом вузе c. 95-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21959

Аннотация: В статье обосновываются основные принципы и представляются базовые формы патриотического воспитания студенческой молодежи в техническом вузе на примере деятельности кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» им. А.А. Угарова (г. Старый Оскол, Белгородская область). Объект исследования - патриотическое воспитание в техническом вузе; предмет исследования - формы патриотического воспитания и их конкретное наполнение с учетом особенностей обучающихся (год обучения, место обучения, национальная принадлежность и пр.) на примере работы кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ "МИСиС". Методы исследования - наблюдение, обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анализ процесса и результатов деятельности обучающихся, восхождение от абстрактного к конкретному. По нашему глубокому убеждению, во-первых, патриотическое воспитание должно пронизывать учебный процесс на протяжении всего периода институциональной социализации подрастающего поколения (от детского сада до вуза), являясь своего рода воспитательной доминантой; во-вторых, основу патриотического воспитания должна составлять местная тематика, формирующая в первую очередь любовь к малой родине, своему краю, что явится надежным фундаментом любви к Отечеству в целом; в-третьих, патриотическое воспитание должно быть основано в значительной степени на деятельности самих воспитуемых, связанной с изучением своей родословной, заботой о могилах и памятниках павшим в боях за Родину, изучением вклада выдающихся земляков в различные сферы жизни общества и т.п.; в-четвертых, патриотизм должен быть «зрячим», что означает учет негативного опыта истории своего Отечества и понимания важности и ценности других народов и культур, желание перенять у них все то, что привьется к национальной почве и будет способствовать прогрессу своего общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.