по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Бабанов Алексей Вячеславович
Философия и культура, 2019-11
Бабанов А.В. - Онтологическая этика В.В. Бибихина c. 65-79

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.11.31261

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической этики В.В. Бибихина. Человек не отделяется В.В. Бибихиным от других видов животных, а этика понимается как возрожденная аристотелевская этология – наука о поведении живого. Однако В.В. Бибихин не занимается перенесением данных биологии как науки на почву философии. Он создает свою собственную философию, которая только в некоторых пунктах пересекается с биологией, но в целом является самобытной феноменологией – «видением» живого. При чтении текстов философа главной была герменевтическая установка: стремление понять прочитанное, следуя за мыслью автора, замечая при этом сложности, с которыми эта мысль сталкивается. Основные выводы исследования: 1) возвращение к тождеству с миром является главной целью онтологической этики; 2) на основе различения культуры (неподлинного) и правды (пространства странности), В.В. Бибихин показывает возможность естественного бытия человека, которое улавливается в сыром переживании, в чистом присутствии, в свободном поступке; 3) сущность человека понимается как «видение» – взгляд на перспективу собственного роста, успеха в бытии. По мысли В.В. Бибихина, человек – это религиозное животное, а религия есть продолжение биологии живого; 4) живое существо является автоматом – самосущим, включенным в мировой автомат. При этом автомат понимается, исходя из идеи перводвигателя Аристотеля, и противопоставляется искусственному автомату, машине, которая существует не сама; 5) Свобода состоит в видении своего: видишь или не видишь свое (добро). Формула своего, то есть свободного поступка хорошо передается словами «не могу иначе».
Философия и культура, 2018-12
Бабанов А.В. - Понятие нигилизма в философии Ницше и Хайдеггера. Этический аспект мышления Хайдеггера. c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.12.27905

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия нигилизма в философии Ницше и Хайдеггера и этического аспекта мышления Хайдеггера. Делается акцент на выявлении многозначности понятия нигилизма у обоих философов, на различии в его понимании. Исследуются особенности интерпретации Хайдеггером метафизики как нигилизма, рассматривается вопрос о сущности мышления, превосходящего метафизику. Освещается этический аспект мысли Хайдеггера, чтобы показать те ее особенности, которые, возможно, и привели философа к участию в национал-социалистическом движении. В статье используется метод сравнительного анализа философских позиций мыслителей, комплексный анализ имеющихся источников по теме. Нигилизм Ницше как переоценка ценностей происходит внутри категориальной сетки морального платонизма, который Ницше только "переворачивает". Поэтому его философия жизни является переосмыслением оснований морального бытия человека. В отличие от Ницше, Хайдеггер понимает нигилизм как мышление, не ставящее вопроса о ничто, то есть как метафизику. Для Хайдеггера преодолеть метафизику – значит углубиться в мышление бытия. Особенность философии Хайдеггера в том, что человек, свобода, долг, ответственность понимаются в ней исключительно в свете мышления бытия, вне идеи субъекта морали. Этика возможна как подлинное «местопребывание» при истине бытия, послушность ему. Опасность такого «этоса» не только в том, что мысль, ответствующая бытию, подвержена заблуждению, но и в том, что, преодолевая метафизику субъекта на пути к изначальному мышлению, мы можем потерять идею самого себя как ответственного начала своей жизни, в горизонте которой все сделанное и сказанное нами имеет характер личного выбора и решения.
Философия и культура, 2015-9
Бабанов А.В. - Вера Л. Шестова и Л.Н. Толстого

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.16343

Аннотация: Предметом исследования являются концепции веры Л. Шестова и Л.Н. Толстого. Объект исследования: религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого и философия Л. Шестова. Особое внимание уделяется проблемам соотношения веры и разума, веры и нравственности, выявлению различия в осмыслении отношения человека к абсолютному началу мира у двух мыслителей. Цель работы - показать общую "этическую" направленность мысли Шестова и Толстого, проанализировать задание ими на разных основаниях субъектного отношения к миру. Методология исследования предполагает комплексный анализ имеющихся источников по теме исследования. Был использован метод сравнительного анализа. Основными выводами проведенного исследования состоят в следующем: Если в философии Шестова вера и разум исключают друг друга, то в мысли Толстого вера обосновывает разум, а разум "подводит" к вере, выявляет ее. Согласно Шестову, вера противостоит и нравственности, тогда как у Толстого вера является необходимым условием нравственных поступков. Тем не менее, общая интенция мысли Шестова и Толстого по существу этическая: идея веры Шестова есть полагание морали не в ограниченных пределах возможного и должного, а в пределах не детерминированного решения абсолютного субъекта. Для Толстого идея морали совпадает с должным, высшим «Я», которое мыслиться совершенным, и отношение к которому задает пространство морального совершенства.
Философия и культура, 2015-8
Бабанов А.В. - Ницше и Шестов: отказ от воли и апология воли

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.15718

Аннотация: Статья посвящена выявлению различия философских концепций Ницше и Шестова. Мысль Ницше и Шестова сопоставляется сквозь призму идей философии Ницше: воли к власти и нигилизма. Эти идеи зафиксированы в виде полярных понятий, то есть имеющих два противоположных смысла. Так, пожалуй, главный тезис философии Шестова – о вере, отменяющей бывшее зло, – видится сопоставимым с негативным смыслом этих полярных понятий. В заключительной части статьи уже философия Ницше в целом осмысливается через идеи Шестова. Ключ к мысли обоих философов автор видит в понятии воли. Особое место в работе занимает анализ конфликта воли и прошлого, по-разному разрешаемого Ницше и Шестовым. Этика великодушия Ницше и этика дерзновения Шестова – так можно охарактеризовать два философских проекта по преодолению бессилия воли в отношении необходимого прошлого. Основной метод исследования: сравнительный анализ. Автор сравнивает философию Ницше и Шестова, задействуя интерпретации их идей В.В. Бибихиным, Х. Арендт, Ж. Делезом. Новизна исследования заключается в оригинальном анализе различия двух способов мыслить, представленных в концепциях Ницше и Шестова. Различие между мышлением и волей, основанное на идеях Х. Арендт, коррелирует с противоположным пониманием субъекта у Ницще и Шестова. В философии Ницше воля выступает как нигилистическая по существу, то есть отрицающая самодостаточность жизни, мира в целом. Ницше, преодолевая нигилизм воли и ее бессилие изменить прошлое, отказывается от воли в пользу полноты созерцания-принятия тождества себя и мира. Философия Шестова, напротив, является апологией воли, в вере обретающей власть над необходимым для разума прошлым и миром в целом. Очевидный антагонизм, проявившийся в ходе сравнения двух философов, помогает лучше высветить мысль каждого.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.