по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пиляк Сергей Александрович
Философская мысль, 2023-9
Пиляк С.А. - Понятие объекта культурного наследия (терминологический обзор) c. 78-86

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.9.40562

Аннотация: Культурное наследие является особым феноменом человеческой культуры. Известны определения наследия как субстрата идентичности, свидетельства развития цивилизации, артефакта, связующего настоящее и прошлое и т.д. Актуализация культурного наследия, его возвращение в духовный и экономический оборот способны послужить идеологическим задачам. Наследие способно выступить символом мировоззренческих основ общества, продемонстрировать стратегические приоритеты, имеющие особое значение для современности. Культурное наследие, будучи продуктом творческой деятельности поколений, формируется уникальным стечением обстоятельств, и, следствие, является уникальным и невозобновимым. Все перечисленные факторы демонстрируют особый потенциал наследия, который следует признать практически неисчерпаемым.   По данному комплексу причин возникает сложность в трактовке понятия объекта культурного наследия. Данное поле научного поиска остается исключительно дискуссионным пространством с множеством вариантов толкования ключевого понятия. Целью исследования является рассмотрение трактовок понятия культурного наследия и определение специфики его природы. Одновременное обращение к смежным понятиям позволяет расширить представление о культурном наследии как коллективной исторической памяти, выраженной в материальных и нематериальных артефактах. Междисциплинарная методология, базирующаяся на сравнительном методе, призвана определить наиболее краткое и емкое определение наследия, которое раскроет особенности его потенциальной актуализации в интересах государства и общества.
Философия и культура, 2023-4
Пиляк С.А. - Понятие культурного суверенитета в структуре Основ государственной культурной политики c. 217-226

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40391

Аннотация: Культурное наследие, служащее субстратом национальной идентичности, формирует право государства на собственный суверенитет. Обоснованное доказательство возможности независимости от иных культур и наций сравнительно недавно вошло в понятийное поле философии культуры. В январе 2023 года существенные изменения, внесенные в Основы государственной культурной политики, учли понятие культурного суверенитета и в необходимой степени обосновали его высокую значимость для развития государства и общества. Фундаментальная роль культуры в создании и развитии государства неоднократно признавалась одним из приоритетов. Отметим, что даже позднее этот приоритет не был российской нормативной новеллой. Целью исследования является определение перспектив сферы сохранения культурного наследия в связи с введением в систему нормативных актов понятия культурного суверенитета. Многолетняя работа обширного круга философов и культурологов увенчалась признанием ценности культуры в системе государственного регулирования различных сфер человеческой деятельности. В результате исследования сделан вывод об актуальности и своевременности воплощения важнейших философских понятий в документах стратегического планирования и высокой потенциальной практической значимости актуализации культурного наследия в целях достижения результатов государственной культурной политики. В заключении отмечено, что наследие как феномен культуры имеет прямой доступ к ее смысловому и ценностному ядру. Сохранение культурной идентичности путем последовательного выстраивания культурного суверенитета является одним из важнейших приоритетов современной государственной политики.
Философская мысль, 2021-4
Пиляк С.А. - Трансформация понятия идентичности в контексте интерпретации культурного наследия c. 77-85

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.34078

Аннотация: Понятие идентичности начинает свое формирование в эпохи коренной перестройки культурно-национальной карты Европы в XIX-XX веках. Угроза утраты идентичности как целых государств, так и отдельных регионов и местных сообществ, приводит к осознанию ценности культурной специфики и выделению идентичности в качестве особого понятия. Наиболее распространенной до сих пор является региональная идентичность, связанная с культурным и природным наследием определенного региона. Идентичность, как и культурное наследие в целом, выделяется в качестве особой категории лишь в случае утраты. Формирование понятия было связано с процессом коренной перестройки культурно-национальной карты Европы в ходе масштабных социально-экономических процессов XIX-XX веков.    Ощущение постепенной утраты культурных скреп народа, региона или местного сообщества привело к научному осознанию ценности идентичности. Выявление и трансляция региональной идентичности является одним из наиболее важных этапов в социально-экономическом развитии регионов, формировании привлекательного имиджа территории. Кроме этого, в зависимости от объединяющих признаков, возможно выделение профессиональной, возрастной, гендерной и иных видов идентичности. Идентичность как определенная общность, объединяемая некими общими свойствами или признаками, может возникать как в интерпретатора, так и в отношении объекта интерпретации. С учетом вышеизложенного, автором предлагается рассмотрение принципа идентичности в качестве составляющей специфики интерпретации культурного наследия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.