по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Федоров Святослав Игоревич
Человек и культура, 2023-6
Гоголев А.И., Федоров С.И. - «Дефицит холода» и деградация многолетнемерзлых грунтов как фактор трансформации охотничьей деятельности у якутов c. 130-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.6.69081

Аннотация: Одной из важнейших международных проблем XXI века является общепланетарное изменение климата. С каждым годом в одних частях света фиксируется снижение годового уровня осадков и температуры, в других, наоборот, повышение. Эти колебания могут вызвать засухи, наводнения и деградацию многолетнемерзлых грунтов. Дальнейшее изменение климата может нанести непоправимый ущерб традиционным способам ведения сельского хозяйства и отрицательно сказаться на жилищных условиях во многих регионах земного шара. Таким образом, изменение климата может осложнить и нарушить устоявшийся порядок жизни и деятельности населения Республики Саха (Якутия). В настоящей работе освещается проблема, которая ранее не была специально изучена, и которая касается всех охотников республики, а именно влияние климатических изменений на ведение охотничьей деятельности. Работа основана на полевых материалах, собранных Вилюйском и Таттинском районах. Полевые материалы были собраны путем аудио, фото и видео фиксации, глубинного интервьюирования и включенного наблюдения во время полевых работ в Вилюйском и Таттинском районах Республики Саха (Якутия). Ранее в научных трудах исследования проводились отдельно по теме влияния изменения климата на повседневную жизнь и хозяйственную деятельность якутов, в настоящей же работе была рассмотрена охотничья деятельность. Охотники, участвовавшие в исследованиях, различными способами адаптируются к меняющемуся климату: увеличивают ареал поиска дичи, снаряжают выезды на большие расстояния чем ранее, учатся заново считывать изменения погодных условий, изготавливать и применять различные приспособления для охоты и хранения. Основными выводами проделанной работы является то, что, климатические изменения прямо или косвенно влияют на охотничью деятельность в исследованных районах: рядовые охотники-любители отмечают, что меняется ареал обитания животных, разрушаются дороги, деградирует почва охотничьих угодий, появляется опасность распространения различных заболеваний.
Исторический журнал: научные исследования, 2023-5
Федоров С.И., Семенов А.А. - Традиции почитания медведя в праздновании «курум» у якутов c. 42-49

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.5.44012

Аннотация: В данной статье приведены результаты исследования медвежьего образа в охотничьей культуре якутов и медвежьего праздника у якутов «курум». Целью является выявление у якутов медвежьего праздника. Культ почитания медведя прослеживается у многих народов Сибири, но до позднего времени считалось, что у якутов нет медвежьего праздника, лишь в XIX в веке Р. К. Маак зафиксировал в Вилюйском округе Якутии медвежий праздник среди якутов и тунгусского населения. Медвежий праздник прослеживается и у тунгусского населения в Вилюйском округе, где они тесно проживали с местными якутами и вступали в различные связи, что скорее всего вызвало принятием якутами некоторых тунгусских традиций. Источниковой базой работы служат этнографические материалы исследователей XIX-XX вв., а также ранее не опубликованные полевые материалы, собранные в Сунтарском районе Республики Саха (Якутия). Основным выводом проведенного исследования является то, что в формировании медвежьего ритуала «курум» у Вилюйских якутов приняло активное участие тунгусское население Вилюйского округа, у которого был довольно сильно развитый культ медведя. В центральных и Северных районах Якутии праздник «курум» как медвежий ритуал не упоминается, иными словами, не получил широкого распространения, хотя сам термин встречается в лексиконе якутов и означает свадебное пиршество.
Человек и культура, 2022-2
Гоголев А.И., Федоров С.И. - Охотничья деятельность у якутов на современном этапе c. 30-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.2.35817

Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые вопросы охотничьей деятельности у якутов на основе этнографических и полевых материалов, собранных на территориях Среднеколымского, Олекминского, Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского районов Республики Саха (Якутия). Полевые материалы были собраны путем включенного наблюдения, глубинного интервьюирования, аудио, фото и видео фиксации. В данном исследовании авторов глубоко интересовали жители сельской местности, которые близки и вовлечены к охотничьей деятельности с малых лет. В работе дана попытка зафиксировать трансформацию охотничьей деятельности и изложить современное состояние охоты у якутов на территории изучаемых районов. В работе впервые дана попытка комплексно изучить и зафиксировать трансформацию в охотничьей деятельности. В исследовании рассматривается ритуально-обрядовая составляющая, используемые орудия и методы лова добычи. Основными выводами работы является то, что охота для многих является активным видом отдыха, досугом, т.е. более не является подсобным хозяйством, так как не несет экономической выгоды. Так же к выводам можно отнести появление новых методов охоты с использованием современных технологий. Однако, необходимо отметить сохранение некоторых ритуальных или обрядовых элементов охоты, в некотором виде сакральность деятельности так же сохраняется.
Человек и культура, 2019-6
Федоров С.И., Яковлев А.И. - Трансформация культуры жизнеобеспечения у современных якутов (на примере охоты) c. 84-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31519

Аннотация: В статье поднимается вопрос современных социо-культурных процессов, конкретно трансформация традиционной культуры у якутов. Этот процесс охватывает все сферы повседневной жизни – рутину (занятость), а так же праздник (досуг). Трансформации подвергаются практически все стороны жизни человека, однако, как показали полевые наблюдения в Центральной и Западной части Республики Саха (Якутия), остается «островок», где трансформация проникает если не совсем, то крайне медленно и незаметно – это охота. В данной статье рассматриваются некоторые вопросы охотничьей деятельности у якутов на основе этнографических и полевых материалов, собранных на территориях Олекминского, Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского районов Республики Саха (Якутия). Полевые материалы были собраны путем включенного наблюдения, глубинного интервьюирования, аудио, фото и видео фиксации. В работе дан этнографический обзор методов охоты, а также некоторые обрядности и условности, связанные с охотничьей деятельностью в Якутии. В дополнение к этому, следует указать, что авторами исследования изложена характеристика изменений в традиционном промысле и отношение современных охотников к своей деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.