ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Михеева Анна Антоновна
Исторический журнал: научные исследования, 2018-1
|
Михеева А.А. - Рукопись Л. А. Гребнева из Вятской коллекции Научной библиотеки МГУ: несостоявшаяся попытка реформировать богослужебное пение |
|
c. 130-142
|
DOI: 10.7256/2454-0609.2018.1.24099
Аннотация: В статье исследуется уникальный документ - певческая рукопись известного старообрядческого деятеля федосеевского (беспоповского) согласия, типографа и просветителя Луки Арефьевича Гребнева (1867 - 1932). Делается вывод о том, что сохранившийся черновик представляет собой проект редакции богослужебных песнопений. Рассматривается, как именно Гребнев редактирует литургические тексты и мелодии, в чем состоял его замысел, почему вообще Лука Арефьевич обратился к проблеме служебного пения. Оценивается его роль как устроителя церковного хора в моленной с. Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии. К исследованию привлечен ряд разнообразных источников: певческие книги, документы эпистолярного и дневникового характера, материалы старообрядческих соборов, следственное дело о лишении семьи Гребневых избирательных прав. Расшифровка музыкальной записи на крюках из рукописи Л. А. Гребнева выполнена по нескольким певческим азбукам (преимущество отдавалось данным из Азбуки, полученной археографами на Вятке). На основании расшифровки проведен музыковедческий анализ редакции богослужебных песнопений, предлагаемой в рукописи. Остальные источники позволили восстановить историко-биографический контекст. Статья обращается к практически неисследованной стороне деятельности Луки Арефьевича Гребнева по реформированию богослужебного пения. Делается вывод о том, что его редакция была направлена на исправление прежде всего текста песнопений - упразднение архаизмов. Подобная идея активно обсуждалась на старообрядческих соборах рубежа XIX - XX вв. Заслуга Гребнева в том, что он предполагал вынести на обсуждение готовящегося Всероссийского федосеевского собора готовую редакцию богослужебных песнопений. Поэтому документ сам по себе является уникальным фактом в истории православной церковной музыки. Анализ рукописи позволил сделать вывод о том, что Гребнев действовал в рамках традиционных для древнерусского церковно-певческого искусства методов, щадящих по отношению к оригинальным распевам. В то же время исправление богослужебных песнопений само по себе означало кардинальный переворот в церковной жизни старообрядцев.
|