ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Безенкова Мария Викторовна
Философия и культура, 2019-9
|
Безенкова М.В. - Амбивалентность понятия «канон» для искусства кино (на примере фильмов К. Кесьлевского и теории языка М. Хайдеггера) |
|
c. 1-10
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.9.30725
Аннотация: Объектом исследования является междисциплинарное понятие "канон", которое интерпретируется автором статьи применительно к кинематографическому опыту известного европейского режиссера Кшиштофа Кесьлевского. Автор обращает внимание на возможность совместного анализа его кинопроизведений с высказываниями о структурных особенностях лирического произведения философа Мартина Хайдеггера. Анализируя серию фильмов "Декалог" и другие ленты, автор приходит к заключению о формировании особого исторического канона экранной реальности фильмов К. Кесьлевского, основанного на эмоциональном длительном переживании показанных на экране событий и максимальной эмоциональной суггестии фильмов, сознательно созданной режиссером при помощи хронотопических элементов. Основным методом исследования является киноведческий анализ фильмов Кшиштофа Кесьлевского, который основывается на интерпретации классических междисциплинарных (искусствоведение, культурология) понятий: канон, хронотоп. Новизна исследования заключается в совмещении и интерпретации терминов классического искусства (канон, хронотоп) с живым, определяющимся индивидуально зрителем, текстом кинематографического произведения. Вторым выводом из статьи становится утверждение о длительной природе переживания сюжетных перипетий фильмов Кесьлевского, построенных по законам исторического канона и эмоционального наполнения сюжета.
Философия и культура, 2019-8
|
Безенкова М.В. - Тема творчества и трансформация экранной картины мира в фильмах Глеба Панфилова (на примере фильмов 60-80-х годов ХХ века) |
|
c. 1-13
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.8.30574
Аннотация: Предметом исследования является тема творчества и трансформация экранной картины мира как важнейших элементов развития режиссерского стиля. Объектом исследования являются фильмы известного отечественного режиссера Глеба Панфилова, снятые им в 60-80-е годы прошлого века. Автор подробно рассматривает драматургические перипетии сюжета, формирования особого женского образа в фильмах, развитие созидательной составляющей характера в его картинах. Особо внимание уделяется киноведческому разбору режиссерских элементов, формирующих пространство экранной картины мира, составляющей целостную основу восприятия и суггестивной составляющей фильма. Основной метод исследования - фильмический анализ кинолент, основанный на эстетических понятиях общего или киноведческого генезиса, включающий разбор драматургии, характеров и пластических средств экранной выразительности. Основными выводами исследования является заключение о поступательном развитии образов-характеров женских персонажей фильмов Панфилова от индивидуализированного творца к творцу, адаптированного в обществе. Соединение в анализе характеристик героев и влияния персонажей на экранную картину мира позволило автору статьи прийти к концептуальным заключениям, касающимся изменений в авторском стиле Г. Панфилова в течение рассматриваемого периода.
Человек и культура, 2019-4
|
Безенкова М.В. - Становление канонических элементов в российском кинематографе первого десятилетия XXI века |
|
c. 26-37
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.4.30506
Аннотация: Предметом исследования статьи является трансформация экранного канона в российских фильмах первого десятилетия XXI века. В статье подробно проанализированы три новые тенденции в фильмах этого периода, обозначающие, по мысли автора, новые канонические черты российского кино. Первая тенденция - возникновение героя в фильмах, способного совершать поступки. Вторая тенденция касается формирования новой мифологической структуры прошлого, которая визуализируется в современных отечественных фильмах о войне. Третья тенденция связана с обозначение пространства жизни и функционирования героев, которая формирует новый облик экранной картины мира. Методологией исследования является киноведческий разбор обозначенных фильмов с точки зрения пластических и монтажно-динамических выразительных средств и формирования структуры жанра. Основными выводами проведенного исследования являются положения о формировании нового образа полноценного героя отечественного фильма, формировании нового канона запечатления пространственных элементов экранной среды и формировании новых закрепленных идеологем, направленных на структурную морально-нравственную основу зрительских установок. понятие канона обосновывается развитием образного языка фильмов заявленного периода.
|