|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Анциферов Николай Викторович
Анциферов Н.В. - Вопросы самостоятельности конституционной терминологии (Бланкетные (?) конституционные нормы) |
|
c. 24-36
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2017.8.23188
Аннотация: Статья посвящена вопросам содержания и объёма применяемых в Конституции РФ терминов. Автор рассматривает конституционные нормы, использующие термины, которые идентичны или созвучны характерным для других отраслей права. В частности, уделяется внимание положениям Конституции об ограничении избирательных прав лиц, «находящихся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 3 ст. 32 Конституции), нормам, определяющим в качестве основания для отрешения Президента РФ от должности совершения им «государственной измены или иного тяжкого преступления» (ч. 1 ст. 93 Конституции), а также понятию «международные договоры Российской Федерации» как определяющему круг актов, которые с точки зрения применения права имеют приоритет перед законами (ч. 4 ст. 15 Конституции). При проведении исследования были использованы общенаучные (анализ, синтез, сравнение) и частнонаучные (формально-юридический, историко-правовой) методы. Автор на основе проведённого исследования приходит к выводу об отсутствии оснований для восприятия исключительно в логике бланкетных норм конституционных положений, созвучных с точки зрения применяемой терминологии отраслевому правовому регулированию. Также, по заключению автора, динамика конституционных положений не может быть отождествлена с возможностью их фактического пересмотра в результате изменения значения тех или иных терминов на уровне текущего законодательства. В связи с этим в каждом подобном случае необходимым для определения конкретного содержания конституционного положения является выявление самостоятельного и «бланкетного» элементов конституционных понятий.
Анциферов Н.В. - Вопросы самостоятельности конституционной терминологии (Бланкетные (?) конституционные нормы) |
|
c. 24-36
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2017.8.43035
Аннотация: Статья посвящена вопросам содержания и объёма применяемых в Конституции РФ терминов. Автор рассматривает конституционные нормы, использующие термины, которые идентичны или созвучны характерным для других отраслей права. В частности, уделяется внимание положениям Конституции об ограничении избирательных прав лиц, «находящихся в местах лишения свободы по приговору суда» (ч. 3 ст. 32 Конституции), нормам, определяющим в качестве основания для отрешения Президента РФ от должности совершения им «государственной измены или иного тяжкого преступления» (ч. 1 ст. 93 Конституции), а также понятию «международные договоры Российской Федерации» как определяющему круг актов, которые с точки зрения применения права имеют приоритет перед законами (ч. 4 ст. 15 Конституции). При проведении исследования были использованы общенаучные (анализ, синтез, сравнение) и частнонаучные (формально-юридический, историко-правовой) методы. Автор на основе проведённого исследования приходит к выводу об отсутствии оснований для восприятия исключительно в логике бланкетных норм конституционных положений, созвучных с точки зрения применяемой терминологии отраслевому правовому регулированию. Также, по заключению автора, динамика конституционных положений не может быть отождествлена с возможностью их фактического пересмотра в результате изменения значения тех или иных терминов на уровне текущего законодательства. В связи с этим в каждом подобном случае необходимым для определения конкретного содержания конституционного положения является выявление самостоятельного и «бланкетного» элементов конституционных понятий.
Анциферов Н.В. - Конституционная обязанность по официальному опубликованию законов |
|
c. 1-16
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2017.5.23012
Аннотация: Автором анализируются положения российской Конституции об официальном опубликовании нормативных правовых актов. Специально рассматривается вытекающая из Основного закона конституционная обязанность по официальному опубликованию законов. На основе анализа теоретического материала, законодательства и судебной практики рассматриваются понятие закона в качестве определяющего объект данной обязанности, субъекты её осуществления, содержание, механизмы обеспечения указанной выше обязанности. Особое внимание уделяется правовым позициям Конституционного Суда РФ по рассматриваемым вопросам (в т.ч. критерии для признания закона опубликованным, характер полномочия Президента РФ по подписанию и обнародованию). В ходе исследования используются общенаучные (системно-научный, анализ, синтез), а также специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). В результате проведённого исследования автор приходит к выводу о том, что конституционная обязанность по официальному опубликованию, составляющая важный аспект в системе основ конституционного строя, реализуется посредством достижения ряда формальных и содержательных критериев и не сводится лишь к размещению закона в установленном законом источнике. Данная обязанность имеет определённый потенциал развития правового регулирования с точки зрения механизмов её обеспечения. В то же время, при формировании таких механизмов нужно учитывать их влияние на изменение соотношений различных субъектов публичной власти, в том числе в логике разделения властей.
Анциферов Н.В. - Конституционная обязанность по официальному опубликованию законов |
|
c. 1-16
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2017.5.43070
Аннотация: Автором анализируются положения российской Конституции об официальном опубликовании нормативных правовых актов. Специально рассматривается вытекающая из Основного закона конституционная обязанность по официальному опубликованию законов. На основе анализа теоретического материала, законодательства и судебной практики рассматриваются понятие закона в качестве определяющего объект данной обязанности, субъекты её осуществления, содержание, механизмы обеспечения указанной выше обязанности. Особое внимание уделяется правовым позициям Конституционного Суда РФ по рассматриваемым вопросам (в т.ч. критерии для признания закона опубликованным, характер полномочия Президента РФ по подписанию и обнародованию). В ходе исследования используются общенаучные (системно-научный, анализ, синтез), а также специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). В результате проведённого исследования автор приходит к выводу о том, что конституционная обязанность по официальному опубликованию, составляющая важный аспект в системе основ конституционного строя, реализуется посредством достижения ряда формальных и содержательных критериев и не сводится лишь к размещению закона в установленном законом источнике. Данная обязанность имеет определённый потенциал развития правового регулирования с точки зрения механизмов её обеспечения. В то же время, при формировании таких механизмов нужно учитывать их влияние на изменение соотношений различных субъектов публичной власти, в том числе в логике разделения властей.
Анциферов Н.В. - Осуществление публичной власти народом непосредственно: вопросы конституционно обусловленных пределов |
|
c. 133-145
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2017.4.23007
Аннотация: Статья посвящена аспектам правового статуса народа как субъекта публичной власти в логике российской Конституции. Рассматриваются вопросы структуры такого статуса, возможностей и оснований ограничений (пределов) при осуществлении народом власти непосредственно, в том числе в контексте референдума, определения персонального состава органов государственной власти, соотношения различных форм непосредственной демократии. Автором анализируются конституционные положения, практика Конституционного Суда РФ, относимые к пределам осуществления народом власти. Обращается внимание на соответствующие нормы конституций зарубежных государств. При проведении исследования были использованы общенаучные (системно-научный, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. По итогам исследования указанных вопросов автор приходит к выводу о том, эффективная реализация конституционно заданных целей публичной власти, требующая тонкой настройки его механизма, не исключает определённого самоограничения народа в осуществлении власти в тех или иных формах (в том числе непосредственно). В то же время, для выводов о наличии соответствующих ограничений необходимо установление конкретных конституционно правовых оснований. В противном случае фактически отрицается конститутивный организационный принцип российского государства – статус народа как единственного источника власти.
Анциферов Н.В. - Осуществление публичной власти народом непосредственно: вопросы конституционно обусловленных пределов |
|
c. 133-145
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2017.4.43069
Аннотация: Статья посвящена аспектам правового статуса народа как субъекта публичной власти в логике российской Конституции. Рассматриваются вопросы структуры такого статуса, возможностей и оснований ограничений (пределов) при осуществлении народом власти непосредственно, в том числе в контексте референдума, определения персонального состава органов государственной власти, соотношения различных форм непосредственной демократии. Автором анализируются конституционные положения, практика Конституционного Суда РФ, относимые к пределам осуществления народом власти. Обращается внимание на соответствующие нормы конституций зарубежных государств. При проведении исследования были использованы общенаучные (системно-научный, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. По итогам исследования указанных вопросов автор приходит к выводу о том, эффективная реализация конституционно заданных целей публичной власти, требующая тонкой настройки его механизма, не исключает определённого самоограничения народа в осуществлении власти в тех или иных формах (в том числе непосредственно). В то же время, для выводов о наличии соответствующих ограничений необходимо установление конкретных конституционно правовых оснований. В противном случае фактически отрицается конститутивный организационный принцип российского государства – статус народа как единственного источника власти.
|
|