по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хороших Павел Павлович
Психология и Психотехника, 2021-1
Хороших П.П., Сергиевич А.А., Баталова Т.А. - Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект c. 78-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.1.34819

Аннотация: Статья посвящена обсуждению возможных психофизиологических и физиологических реакций детского организма в процессе его погружения в иммерсивную среду. Авторами приводится обоснование возможности объединения технологий виртуальной и дополненной реальностей в единый иммерсивный подход, который позволяет рассматривать данные технологии с точки зрения их возможного воздействия на сенсорные системы организма (модальности) и получаемый в результате физиологический ответ. При этом самую среду следует понимать как иммерсивную, то есть мультимодальную. Авторами уделяется внимание на психофизиологическом обосновании эффекта присутствия, создаваемого иммерсивной средой, как механизма интеграции сенсорных систем. В статье дается обоснование наблюдаемых негативных психофизиологических реакций организма как возможное проявление симптомов киберболезни. При этом приводятся две основные теории данного феномена и их возможный вклад в обсуждение киберболезни, в том числе при ее проявлении у детей в учебном процессе, и ограничения. Также приводится ряд факторов, которые могут служить причиной проявления киберболезни у детского населения. Отдельное внимание авторы уделяют роли используемого технического оборудования (прежде всего устройств вывода изображения) и характеристик программного обеспечения, которые могут оказать влияние на возможные психофизиологические реакции организма.
Человек и культура, 2019-6
Хороших П.П. - Mетание маута на хорей в структуре инициации в традиционной культуре эвенков c. 106-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28608

Аннотация: Статья посвящена исследованию физической инициации как элемента традиционной культуры коренных народов Севера России. Физическая инициация как показатель перехода мальчиков в состояние юноши, а затем и взрослого мужчины происходит в процессе овладения традиционными хозяйственными навыками представителей Севера, одним из которых является метание маута на хорей. Подтверждение физических навыков может свидетельствовать о том, что будущей мужчина способен выжить в суровых условиях Крайнего Севера. В процессе воспитания подрастающего поколения происходит передача знаний, а также навыков и умений метанию аркана как виду национальной хозяйственной деятельности. Процесс инициации включает в себя не только отработку физических навыков, но также и умение изготовить аркан для метания, что происходит в ходе обучения от отца к сыну. Для подтверждения своего статуса ребенок демонстрирует умение бросать маут в ходе различных соревнований, которые являются частью процесса этнопедагогической деятельности и позволяют оценить степень подготовки. Результаты полевых исследований показывают, что у различных возрастных групп процесс соревнований организован по-разному. Кроме этого, данные исследования актуализируют внимание на процессы влияния природы на культуру Севера.
Филология: научные исследования, 2018-3
Хороших П.П. - Психолингвистика: от отдельного направления к полинаучному знанию c. 231-236

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.3.22196

Аннотация: Статья посвящена обсуждению современного состояния такого научного направления, как психолингвистика. Автор отмечает, что данная наука получила свое развитие благодаря существующей дихотомии гуманитарного и естественнонаучного знания, объединив эти два подхода. Именно соотношение объекта, предмета и методов в психолингвистике позволяет отнести ее к комплексным наукам. Существующие определения психолингвистики отражают разные подходы ее пониманию. Автор проводит анализ существующих связей психолингвистики с различными науками. Такие науки, как психология и языкознание внесли свой вклад в развитие психолингвистики как комплексной науки. Они сформировав ее базис и методологический аппарат. Особое внимание уделяется роли антропологии, развитию и трансформации человека как системы в процессе филогенеза и антропогенеза. Психолингвистика позволила ввести новую категорию – «языковая личность». Взаимовлияние психолингвистики и антропологии стало основой для формирования также нового подхода – антропоцентризма. Развитие идей антропоцентризма в психолингвистике дало также толчок для изучения языка как особой формы существования культуры. Таким образом можно увидеть, что психолингвистика находится на стадии своего формирования и взаимодействует с различными отраслями научного знания.
Педагогика и просвещение, 2018-3
Хороших П.П., Носко И.В. - Формирование коммуникативной толерантности средствами социально-коммуникативного тренинга: педагогический эксперимент c. 37-45

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.26451

Аннотация: Статья посвящена исследованию механизмов формирования коммуникативной толерантности. Авторами отмечено, что коммуникативная толерантность является одной из ключевых компетенций педагога ввиду того, что современная парадигма образования как системы основана на субъектно-личностном подходе. Авторами отмечено, что одном из самых эффективных методов формирования изучаемого феномена могут служить интерактивные методы обучения, в том числе социально-коммуникативный тренинг.В статье представлено общее описание разработанного тренинга для студентов педагогического направления подготовки. В основе экспериментальной части работы лежит сравнительный метод и классический педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Для оценки начального уровня изучаемого феномена, а также изучения динамики после проведения формирующего этапа была разработана батарея тестов, состоящая из признанных, валидных методик. В работе подробно описаны результаты контрольного и констатирующего этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группе, что подтверждает возможность использования разработанного социально-коммуникативного тренинга как эффективного способа формирования такой компетенции, как коммуникативная толерантность. В работе представлен сравнительный анализ результатов и статистическая обработка полученных данных.
Современное образование, 2018-2
Гордашников В.А., Сергиевич А.А., Хороших П.П. - Психоэкологические принципы в структуре воспитательного процесса при развитии профессиональных компетенций студентов медицинских специальностей c. 62-67

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.21785

Аннотация: В статье рассматриваются основные психоэкологические принципы, которые являются базисными при формировании профессиональных компетенций студентов медицинских специальностей. По мнению авторов принцип здоровья формирует базис для развития положительного отношения к собственному телу. Принцип соответствия позволяет сформировать у студентов правильное понимание развития и функционирования соответствий между различными системами организма. Как отмечают авторы статьи, принцип защиты основан на общих механизмах внешних и внутренних защитных реакций организма как живой системы. Не менее важным принципом можно считать также принцип меры, который формирует основу точности и корректного понимания количественных отношений в работе организма. Учет всех данных принципов в воспитательном процессе позволяет сформировать у студента-медика общие профессиональные компетенции, которые можно считать основой клинического мышления медицинского работника. Клиническое мышление в таком случае будет работать по тем же ключевым позициям, по которым живет каждый организм человека.
Человек и культура, 2017-6
Хороших П.П. - Cоциальные мотивы в творчестве британской группы "Битлз" c. 26-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.20331

Аннотация: В статье поднимается вопрос о социальных проблемах британского общества, которые получили свое отражение в творчестве группы «Битлз». Появление "Битлз" дало толчок для развития протестного движения британской молодежи. Тексты честко отражали не только настроения отдельных социальных групп, но и освещали общие проблемы всего британского общества, что делало творчество группы "Битлз" одним из самых актуальных для того времени. Кроме этого, внимание к текстам группы "Битлз" вызвано так же и тем, что рассмативаемая проблематика зачастую охватывала все слои населения страны. Авторами проведен содержательный анализ текстов песен, которые посвящены данной проблематике. На основе анализа авторы делают вывод о том, что песни «Битлз» можно считать толчком для развития социального протестного движения в Великобритании. Анализ текстов позволил авторам предположить, что творчество британской группы "Битлз" не только актуализировали внимание населения Великобритании к социальным процессам внутри и за пределами Соединенного королевства, а также стали движущей силой для социального протестного движения внутри страны, которое, получив импульс в период существования группы "Битлз", существует и в наше время
Педагогика и просвещение, 2017-4
Хороших П.П., Гудков Ю.Э., Леханова Ф.М. - Гендерный подход к классификации национальной игры c. 18-23

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.4.22221

Аннотация: В статье поднимается вопрос о роли гендерного компонента в структуре национальных игр. Авторы отмечают, что на сегодняшний день всё большое значение приобретает использование теории гендера в педагогической психологии в процессе формирования личности ребенка. Важно учитывать, что этнокультурный и этнопедагогический потенциал может иметь важное значение в аспекте гендерной социализации, влиять на формирование личности ребенка. По мнению авторов,существующие народные игры возможно классифицировать с учетом гендерного подхода, выделяя три возможных группы: мускулинные, феминные и адрогинные. В качестве иллюстрации авторы рассматривают народные игры эвенков Южной Якутии. Каждая из указанных игр соотносится с той или иной гендерной группой и способствуют формированию у ребенка определенных личностных качеств. Предложенная авторами классификация на основе гендерного подхода является новым подходом, который позволяет расширить области изучения национальных игр. Гендерный аспект является одним из важных компонентов в общей структуре национальной педагогики, оказывая влияние на воросы изучения формирования личности ребенка и его общих представлений о «мужском» / «женском».
Психолог, 2016-5
Прошкина В.А., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Леханова Ф.М. - Гендерные стереотипы и гендерная идентичность молодежи Севера: сравнительный анализ c. 7-11

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20379

Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной гендерной психиологии – изменению гендерной идентичности молодежи. Представлены результаты проведенного исследования, посвященного гендерной идентичности современной молодежи Северных регионов Дальневосточного региона Российской Федерации и приверженности гендерным стереотипам, а также проведен сравнительный анализ между качествами личности и предполагаемым гендерным портретом лица своего пола. В основу исследования была вязата модель С. Бэм. Исследования показали, что происходит смещение гендерных ролей современной молодежи. Девушки в портрете современной женщины указывают черты, которые относятся к мускулинности. Это указывает на формирование в российском социуме новой стратегии поведения женщины - уравнение с мужчиной в психологическом плане. У мужчин наравне с маскулинными чертами также встречаются и черты феминные, что говорит о снижении внутренней мужской агрессии. Таким образом, смещение гендерных ролей происходит в обоих гендерных направлениях. Стоит также отметить, что выявлен класс людей с андрогинным стилем поведения, что свидетельствует о «переходном» этапе в смещении гендерных установок. Концентрация большей половины респондентов в области андрогинии открывает новые перспективы для дальнейших научных исследований в этой области научных знаний
Исторический журнал: научные исследования, 2016-5
Прошкина В.А., Хороших П.П., Гудков Ю.Э., Сергиевич А.А. - К вопросу об истории якутской национальной борьбы "Хапсагай"

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.5.20487

Аннотация: Статья посвящена изучению культурно-исторических корней якутской национальной борьбы хапсагай в традиционной культуре народа Саха. На основе анализа традиционного этноса якутов показано, что данный вид борьбы действительно имеет этнокультурные и этнопедагогические корни. Однако анализ исторических источников и материалов этнографических экспедиций XVII-XVIII веков показано, что конкретного упоминания борьбы «хапсагай» не встречается. Показано, что якутская борьба "хапсагай" является частью культурно-обрядового комплекса традиционных праздников Якутов, не выделяясь как отдельный культурный элемент. В основу исследования легло изучение этнографических записей этнографов второй камчатской экспедиции, а также полевые исследования этнографов и культурологов XVII-первой половины XX века. анализиря исторические материалы, авторы приходят к выводу, что «хапсагай» служил лишь элементом традиционного развлечения якутов, не имея особой роли в обрядовом комплекте. Данные факты оставляют открытым вопрос об истинном происхождении борьбы «хапсагай». По мнению авторов, необходимо дальнейшее исследование культурно-исторических корней данной национальной борьбы
Педагогика и просвещение, 2016-4
Хороших П.П. - Социокультурная среда как фактор развития дошкольника

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.21368

Аннотация: Статья посвящена исследованию социокультурной среды как одной из важных составляющей в современной системе дошкольного образования. Автором показано, что реализация социокультурной среды позволит активизировать самостоятельную творческую деятельность ребенка, учесть его роль в социальных процессах, а также способствовать его самопроявлению как "развивающейся личности" в ситуации непрерывного обучения с учетом культурных традиций. данный принцип позволяет направить вариативную часть программы ДОУ на развитие любви к малой Родине и положительного отношения к народной культуре. Автор отмечает. что при построении социкультурной среды необходимо учитывать принцип регионализации образовательного процесса в ДОУ, а также основным педагогическим условиям, которые способствуют развитию ребенка. Произведенный анализ социокультурной среды как нового метода в системе дошкольного образования показал, что данный подход позволяет развить личность ребенка с учетом особенностей национальной педагогики. Регионализация как инновационный метод формирует вариативную часть у учетом той социокультурной среды, в которой развивается ребенок.
Педагогика и просвещение, 2016-2
Мамедова Л.В., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Гудков Ю.Э. - Роль педагога-медиатора в инклюзивной среде общеобразовательной школы

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.20247

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является медиаторная служба в аспекте развития системы инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Создание инклюзивной среды способствовало появлению ряда конфликтогенов, которые отражаются на всех участниках образовательного процесса: детях, родителях и педагогах. Педагог-медиатор. как специалист по разрешению конфликтов, может способствовать снятию напряжения как в детском коллективе, где возникают спорные ситуации из-за наличия в коллективе ребенка с ОВЗ, так и среди педагогического коллектива. В статьи рассмотрена методология работы педагога-медиатора с основными участниками образовательного процесса. Особое внимание уделяется принципам работы с детьми с ОВЗ Основным выводом проведенного анализа является сформированная базовая методологическая основа для работы педагога-медиатора в инклюзивной среде. Авторами отмечено, что развитие инклюзивной системы ведет к возникновению ряд конфликтов, полноценное разрешение которых возможно только профессиональными педагогами-медиаторами. при этом в статье подчеркнута специфика работы медиаторной службы в аспекте взаимодействия с ребенком с ОВЗ
Арктика и Антарктика, 2016-1
Прошкина В.А., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Леханова Ф.М. - Влияние климата Арктических регионов на развитие адаптационных ресурсов здоровья детского населения коренных жителей c. 80-85

DOI:
10.7256/2453-8922.2016.1.21290

Аннотация: Cтатья посвящена обзору основных исследований, которые связаны с изучением адаптационного потенциала и состояния здоровья детского населения представителей коренного населения Арктических регионов Российской Федерации. Последние исследования показывают, что растущий организм находится под воздействием многих стрессогенных факторов в условиях Арктики. Начиная с периода родовых процессов, можно проследить негативное влияние климатических и экологических условий, что становится причиной различных дезадаптивных реакций и снижения резервных гомеостатических механизмов. Все эти факторы ведут к формированию различных неинфекционных хронических заболеваний. Общий анализ проведенных в Арктических регионах исследований состояния здоровья детского населения позволил выявить основные закономерности адаптационных потенциалов здоровья. Проведенный анализ позволил предположить, что здоровье детского населения, проживающего в условиях Арктических территорий, требует особого внимания, что вызвано низкой рождаемостью, растущим числом различной патологии и хронизации заболеваний. Для улучшения ситуации необходима ранняя комплексная диагностика характера отставания в развитии ребенка. Кроме этого, необходимо развивать и поддерживать систему профилактического направления работы не только с ребенком, но и с семьей в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.