по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Майданов Анатолий Степанович
Философская мысль, 2016-5
Майданов А.С. - Соотнесение мифологических и научных образов реальности как метод их взаимной интерпретации c. 55-86

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18971

Аннотация: Особое внимание в статье уделяется выработке такой методологии, которая, с одной стороны, помогала бы истолковывать мифы, а с другой – способствовала бы решению тех научных проблем, которые тем или иным образом касаются содержания этих мифов. Для успешного решения данной задачи в статье ставятся во взаимодействие такие сферы интеллектуальной деятельности, как мифология и археология. В качестве мифологического объекта исследования привлекается великое произведение иранских мыслителей и поэтов Авеста. Предметом исследования из области археологии берется имеющая отношение к иранцам срубная культурно-историческая общность. Акцент в исследовании делается на одном из самых знаменитых авестийских мифов – мифе об Йиме. Исходной установкой исследования является идея об эпистемологическом характере мифа – о его информативном отношении к реальности. Другая исходная установка – двойственность содержания мифа, а именно синкретическое соединение в нем двух противоположных элементов – достоверного знания и вымысла. Разработанная в статье методология заключает в себе, прежде всего, операцию соотнесения содержания мифов и научных сведений из соответствующей области знания. Данная операция реализуется с помощью определенного комплекса специальных методов и приемов, в частности, метода перевода содержания мифа с иносказательного языка на язык слов с прямым значением. Описываются такие специфические приемы мифотворчества, благодаря которым в них осуществляется особый способ отображения реальности. Это такие приемы, как сужение содержания мифического образа, упрощение действительного хода событий, синкретизм. Новизна исследования заключается в определении места и времени событий, описанных в этом мифе, их подлинного характера, в показе способа жизнедеятельности древних людей, в установлении того, что действительными субъектами описанных в мифе событий являются носители древней срубной культуры. Выдвигаются новые доводы в пользу гипотезы о восточно-европейской прародине иранских ариев.
Философская мысль, 2015-4
Майданов А.С. - Конструирование метафор и мифов и их истолкование c. 79-225

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.4.15298

Аннотация: Статья посвящена одному из важнейших видов смыслового творчества человеческого интеллекта – метафоре, являющейся специфическим средством отображения реальности и формирования другого, психологически, этически и эстетически значимого содержания. Материалом для анализа избрана мифология, в которой впервые в истории человеческого мышления начал применяться приём метафоризации. Анализируются структура метафоры, особенности составляющих её компонентов, своеобразие гносеологических и логических отношений между ними, парадоксальность этих отношений. Особое внимание уделяется метафоричности мифических образов и сюжетов. Описываются особенности динамики и логики двух основных этапов в генезисе метафор – этапа их конструирования и этапа истолкования. Определяющими подходами при исследовании метафор являются когнитивно-информационный, эволюционно-эпистемологический и номологический, ориентирующий на поиск определённых закономерностей и специфической логики процесса метафоризации. Наиболее продуктивными в данном исследовании оказались такие методы как анализ, различение, противопоставление, синтез, интерпретация, идентификация реалистического и мистического содержания в метафорических образах, их деметафоризация. Указанный арсенал методологических средств позволил получить ряд новых результатов. Выявлен целый комплекс методов и приёмов метафоризации, используемых мифологическим мышлением. Охарактеризована сложная система отношений между разнородными элементами семантики метафор, а также между ними, с одной стороны, и реалиями жизненного мира архаичных людей, с другой. Предлагается толкование некоторых, до сих пор удовлетворительно неинтерпретированных мифов индийских вед, позволившее получить важную информацию, касающуюся социальной и духовной жизни древнего народа.
Философия и культура, 2014-3
Майданов А.С. - Логика мифологического мышления

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.10620

Аннотация: В статье исследуется вопрос: можно ли и в каком смысле говорить о логике мифологического мышления? Показывается необоснованность применения к мифологии существующего понятия логики, сформулированного на базе логики Аристотеля, прослеживается эволюция взглядов на логику мифологического мышления, выявляются наиболее перспективные в данном отношении точки зрения. Характеризуются особенности содержательных единиц, которые функционировали в сознании архаических людей. Обнаруживается, что эти особенности обусловлены специфическими формами и правилами мышления с этими единицами. К предмету исследования применяется эволюционный подход, методы сравнения, сопоставления и противопоставления различных форм и проявлений этого предмета, метод обобщения и новой типизации его видов. Установлено, что мышление подчинялось некоторым своеобразным принципам, управлялось рядом специфических парадигм. Вследствие этого мифологическое мышление представляет собой особый тип мыслительной деятельности, оперирующий значительным набором уникальных методов и приёмов. Под влиянием этих факторов процесс мифотворчества оказывался достаточно детерминированным, телеологичным, результативным, психологически и эстетически эффективным.
Философская мысль, 2014-2
Майданов А.С. - Малый органон мифологического творчества c. 71-162

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.11070

Аннотация: Предметом исследования в статье является давний вопрос о том, существует или нет логика мифов. Выявляются позитивные с точки зрения автора элементы во взглядах многих исследователей этой проблемы, начиная с Леви-Брюля и кончая Леви-Стросом. В структуре архаического сознания вычленяются и классифицируются различные типы содержательных единиц, показывается, с помощью каких мыслительных операций они конструируются, соотносятся и соединяются. Устанавливается, что содержание мифов формируется под влиянием определённых детерминантов, которые выполняют роль принципов мифотворчества и тем самым составляют основу его логики. Отмечается, что ведущими среди этих принципов являются принципы реализма, прагматизма, эстетичности и др. Исходя из понимания логики как средства, управляющего и организующего мыслительный процесс, автор показывает, что такое средство имеется и в сознании мифотворцев, что оно выступает в виде определённых методов, приёмов, правил и схем формирования содержания мифов и может быть названо органоном мифологического мышления. Методологией, позволившей автору осуществить предлагаемый анализ мифов, явились эволюционный, когнитивно-информационный, социокультурный, прагматический, плюралистический подходы, а также такие методы, как сопоставление, анализ, дифференцирование, обобщение и др. В результате проведённого исследования в статье делается вывод о необходимости различать разные типы мышления и, соответственно, разные типы логик, не стремясь свести их к одному типу, а именно к формальной логике. Сформулированное автором понимание логики позволяет обнаружить целый класс специфических средств и операций, вносящих вполне определённую логику в функционирование мифологического мышления.
Философская мысль, 2013-7
Майданов А.С. - Боги как акторы Вселенной c. 496-579

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.7.644

Аннотация: Из текстов индийских вед видно, что у их авторов вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали бы динамику мира, его целостность и единство. В статье под этим углом зрения характеризуются такие небесные тела и соответствующие им божества как Солнце, Земля, Луна, некоторые звёзды и планеты. Описывается генеалогия этих божеств, отношения между ними как мировыми акторами. Многообразие признаков, присущих главным небесным светилам побудило авторов вед к изобретению такого способа их репрезентации как множественная деификация. В статье предлагается особая логическая схема анализа образов богов. Она включает в себя набор разных ипостасей божеств: характеристики их внешнего и духовного облика, космические и социальные функции и соответствующие реальные референты. Анализ образов главных богов с позиций данной схемы позволил показать, что мифические образы представляют собой синтетические ментальные конструкции, состоящие из компонентов разной эпистемологической ценности, из которых можно извлечь информацию как о реальных референтах богов, так и о различных параметрах творцов этих образов. Благодаря такой информации автору статьи удалось, как кажется, построить более адекватное истолкование образов ряда богов. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, при том природного и социального. В статье сформулирована выявленная её автором логика постижения действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного.
Философия и культура, 2013-3
Майданов А.С. - Динамика мира и её субъекты в ведийской космологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7458

Аннотация: Из текстов индийских вед видно, что у их авторов вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали бы динамику мира, его целостность и единство. В статье под этим углом зрения характеризуются такие небесные тела и соответствующие им божества как Солнце, Земля, Луна, некоторые звёзды и планеты. Описывается генеалогия этих божеств, отношения между ними как мировыми акторами. Многообразие признаков, присущих главным небесным светилам побудило авторов вед к изобретению такого способа их репрезентации как множественная деификация. В статье предлагается особая логическая схема анализа образов богов. Она включает в себя набор разных ипостасей божеств: характеристики их внешнего и духовного облика, космические и социальные функции и соответствующие реальные референты. Анализ образов главных богов с позиций данной схемы позволил показать, что мифические образы представляют собой синтетические ментальные конструкции, состоящие из компонентов разной эпистемологической ценности, из которых можно извлечь информацию как о реальных референтах богов, так и о различных параметрах творцов этих образов. Благодаря такой информации автору статьи удалось, как кажется, построить более адекватное истолкование образов ряда богов. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, притом природного и социального. В статье сформулирована выявленная её автором логика постижения действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного.
Философия и культура, 2012-10
Майданов А.С. - Устройство Вселенной согласно индийским ведам
Аннотация: Для авторов вед был очевиден составной характер Вселенной. Для них она представляла собой организованное целое, части которого определённым образом соотнесены, связаны друг с другом и упорядочены. Мир для них был пятичастным, включающим небо, землю и воздушное пространство. Они допускали, кроме того, существование пространства по ту сторону неба, а также нижний мир. Небо и земля как главные части Вселенной были для ариев источниками физических и моральных сил, надёжной опорой в жизни. Представления о Вселенной основывались на онтологической идее всеобщего генезиса. Небо в свою очередь структурировалось, оно рассматривалось как среда, в которой происходит разнообразная активная жизнь. Арийские риши-мудрецы пришли к мысли о том, что при долгом движении в глубины Вселенной можно встретить объекты и явления качественно иного рода. В воздушном пространстве боги осуществляли свою активную деятельность, через него устанавливалась связь богов с людьми. Вокруг земли в представлении ариев непрерывно вращалось колесо дней и ночей, обеспечивая смену этих частей суток. Для ариев отсутствовала проблема опоры, которая должна была поддерживать небо и землю, поскольку эта проблема получила разные решения. В ведах многие образы космических объектов и явлений носят инверсных характер, т.е. являются контрастными по отношению к их референтам. Вселенная в их представлении была шарообразной, гелеоцентрической, имеющей границы. Картина всего мира строилась на основе геоморфной парадигмы с использованием принципа динамизма. Риши привлекали также онтологические идеи развития и генетической связи элементов Вселенной. Общий характер картины мира говорит о несбалансированности архаического интеллекта, свидетельствующей о различной степени развитости отдельных его способностей. Подобный тип интеллекта был свойствен и другим эпохам духовной истории человечества.
Философия и культура, 2012-4
Майданов А.С. - Перекличка космологий – архаической и современной
Аннотация: В статье рассматриваются представления авторов вед о космогенезе, при этом данные представления анализируются в их эволюции. Выявлено последовательное движение картины космогенеза от антропоморфных моделей к биоморфным и физиоморфным. Показано, что уже в этой мифологии сформировались основные вопросы всей последующей космологии, касающиеся фундаментальных характеристик Вселенной – её начала, генезиса, структуры, источников её динамики, человека как элемента мира. Исследованы особенности космологического мышления архаичных людей, методы и приёмы этого мышления, сохранившаяся до настоящего времени стратегия познания истории Вселенной. Все эти факторы рассматриваются в их развитии и в их значении для современного космологического мышления. Предлагаются новые трактовки некоторых чрезвычайно сложных, но когнитивно информативных образов богов – демиургов Вселенной, которые анализируются с эпистемологической точки зрения.
Психология и Психотехника, 2012-3
Майданов А.С. - Незрячие в коммуникативно-информационном обществе
Аннотация: Анализируется специфика коммуникативных процессов в различных видах и ситуациях интеллектуальной деятельности незрячих. Внимание сосредоточено на особенностях общения незрячих и зрячих в этой деятельности, на передаче информации в процессе обучения, на формирование у незрячих когнитивной сферы, на опосредованном характере коммуникации с источниками информации. Обстоятельно освещаются вопросы своеобразия приобщения незрячих к миру искусства, разработки в этой сфере специфических способов коммуникации с этим миром, роли этого вида эстетического просвещения для развития коммуникации незрячих с окружающей социальной средой, для более успешной их интеграции в нее, для их научной и преподавательской деятельности. Характеризуется особая роль этического аспекта в коммуникации зрячих и незрячих.
Философская мысль, 2012-2
Майданов А.С. - Космос в зеркале мифологии и науки c. 1-52
Аннотация: В статье рассматриваются представления авторов вед о космогенезе, при этом данные представления анализируются в их эволюции. Выявлено последовательное движение картины космогенеза от антропоморфных моделей к биоморфным и физиоморфным. Показано, что уже в этой мифологии сформировались основные вопросы всей последующей космологии, касающиеся фундаментальных характеристик Вселенной – её начала, генезиса, структуры, источников её динамики, человека как элемента мира. Исследованы особенности космологического мышления архаичных людей, методы и приёмы этого мышления, сохранившаяся до настоящего времени стратегия познания истории Вселенной. Все эти факторы рассматриваются в их развитии и в их значении для современного космологического мышления. Предлагаются новые трактовки некоторых чрезвычайно сложных, но когнитивно информативных образов богов – демиургов Вселенной, которые анализируются с эпистемологической точки зрения.
Философия и культура, 2011-4
Майданов А.С. - Бессознательное как источник мифов: в чем правы и в чем неправы Фрейд и Юнг
Аннотация: Анализируются концепции, согласно которым мифы рождаются в сфере бессознательного. Показано преувеличение Фрейдом роли бессознательного и сновидений в процессе формирования мифов и недооценка им роли сознания. Выявлена излишняя архаизация (удревнение)Юнгом процесса мифотворчества и неоправданное исключение им сознания из процесса формирования бессознательного.
Философия и культура, 2010-4
Майданов А.С. - Интеллект и образ мышления древних ариев
Аннотация: В статье описываются особенности менталитета ариев. В нем отразились их восприятие и понимание мира, интеллектуальное и духовное отношение к нему. Этому менталитету была присуща ограниченная субъектность. Сознание ариев характеризовалось такими чертами, как федеистичность, объективация ментального, экстраполяция понятия истины на вымысел, сочетание рационального и иррационального. Их интеллект перешел от стадии перцептивного постижения действительности, к стадии ее объяснения и истолкования.
Философия и культура, 2009-5
Майданов А.С. - Этика Конфуция и этика Христа
Аннотация: В статье сопоставляются этические учения Конфуция и Иисуса Христа. Предпочтение отдается этике Конфуция, поскольку она негетерогенна в отличие от этики Христа, так как ее содержание не дополняется планом мифических представлений и образов. Этика Конфуция антропоцентрична, а поэтому более гуманна, истинна и непротиворечива. Этика же Христа теологизирована, вследствие чего адепты Иисуса оказываются двойственными, парадоксальными существами, а общество – насыщенным дихотомиями, которые приводят к конфликтным ситуациям. Этика же Конфуция благодаря большей реалистичности несмотря на свою древность оказывается крайне актуальной для современного общества, для преодоления морального кризиса в России.
Философия и культура, 2009-1
Майданов А.С. - Реальность в мифологическом и научном видении
Аннотация: Статья посвящена поиску адекватной трактовки знаменитого ведийского мифа о демоне Вритре. Показывается уязвимость распространенных космологических истолкований этого мифа. Противоположный подход – хтонический, примененный автором, позволяет обнаружить в мифе информацию о реальных, земных событиях, инопарадигмально отраженных в сознании древнего народа. Сопоставление мифа с результатами исследований археологов и геоморфологов, т.е. с научной картиной, помогает идентифицировать эти события, определить их как действительных референтов мифа, а также выявить парадигмы и методы, с помощью которых архаическое мышление конструировало его.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"