по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шантырь Евгений Евгеньевич
Психология и Психотехника, 2023-1
Шантырь Е.Е. - Интерпретация сексуальности, как основополагающей социально-психологической понятийной категории c. 48-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.1.38593

Аннотация: Данная статья посвящена сексуальности, как основополагающей социально-психологической понятийной категории. В работе проведен аналитический обзор истории осмысления сексуальности, как конструкта общественно-политических отношений и формирования государственной власти, раскрывается всё многообразие в подходах и суждениях об этой понятийной категории. В работе показано, что интерпретация сексуальности, как понятия, является важным не только общенаучным аспектом, но и имеет ключевое социально-психологическое значение для развития современного общества и формирования человека, как личности по половому признаку. На примере различных сексуальных трансформаций в статье даётся обоснование актуальности формирования смыслового содержания этой понятийной категории в наше время, когда сексуальность уже нельзя рассматривать отдельно от состояния психики человека и тех негативных тенденций и различных деформаций общественного сознания, которые неизбежно сказываются, как на репродуктивной функции человека, так и на всём укладе семейно-брачных отношений в современном мире. Изменить ситуацию к лучшему в этой области можно только сформировав в общественном сознании принципиально новые мировоззренческие приоритеты. Научная новизна данной работы заключается в аналитических исследованиях понятия сексуальность, как основополагающей социально-психологической понятийной категории и разработке на этой основе новых теоретических подходов и соответствующих им определений понятия сексуальность и связанных с ней понятийных категорий. Предлагаемые интерпретации по мнению автора имеют более выраженную социальную и психологическую детерминанту для формирования в современном обществе нового мировоззрения в отношении развития человека, как личности с учетом половой принадлежности, что в конечном счете приведёт к оздоровлению репродуктивной функции, улучшению демографических показателей и в целом будет способствовать улучшению качества жизни современного человека в его социальной и физической реализации по половому признаку.
Психология и Психотехника, 2022-3
Шантырь Е.Е. - Научно-практическая интерпретация здоровья, как базовой социально-психологической понятийной категории c. 55-74

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38215

Аннотация: Данная статья посвящена здоровью, как базовой социально-психологической понятийной категории. В работе проведен аналитический обзор истории осмысления феномена здоровья. Раскрывается всё многообразие в подходах и суждениях этой понятийной категории в социальных, психологических, медико-биологических и философских научных разработках, а также в законодательных документах. В статье показано, что интерпретация понятия здоровье является важным не только медицинским и научным аспектом, но и имеет ключевое социально-психологическое значение для развития современного общества и формирования личности человека. На примере короновирусной инфекции в статье дается обоснование актуальности смыслового содержания этой понятийной категории в наше время, когда здоровье уже нельзя рассматривать отдельно от состояния психики человека и тех негативных тенденций и различных деформаций общественного сознания, которые имеют место в современном мире. Изменить ситуацию к лучшему в этой области, как показано в работе, можно только сформировав в общественном сознании принципиально новую концепцию понятия здоровье, как основополагающей социально-психологической понятийной категории. Научная новизна данной работы заключается в аналитических исследованиях понятия здоровье, как базовой социально-психологической понятийной категории и разработке на этой основе новых теоретических подходов и соответствующих им определений понятия здоровье и его основных производных: психическое здоровье, физическое здоровье, репродуктивное здоровье и сексуальное здоровье. Предлагаемые интерпретации по мнению автора имеют более выраженную социальную и психологическую детерминанту для формирования в современном обществе нового мировоззрения в отношении понятия здоровье и его производных. В результате новых понятийных приоритетов, как показано в работе, можно значительно укрепить здоровье населения, повысить индивидуальный и коллективный уровень иммунитета и улучшить, в конечном счете, качество самой реализации человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Психолог, 2016-4
Шантырь Е.Е. - Авторитет личности классного руководителя c. 54-66

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19723

Аннотация: В данной статье раскрываются психологические основы роста авторитета личности классного руководителя. Они включают в себя, прежде всего, формирование нового мировоззрения к окружающему миру и, в частности, к должности классного руководителя, чья деятельность должна осуществляться с учетом половой принадлежности детей и подростков. Основной смысл этого мировоззрения – это выбор нового отношения к себе и к конкретной школьной ситуации с целью развития новых личностных качеств ученика, а не борьба с его недостатками и их устранение. При этом деятельность классного руководителя, как и других школьных специалистов, должна строиться на базе адекватных и кратких интерпретаций основных понятий и терминов, которые используются в системе школьного образования: обучение, воспитание, классный руководитель, личность и некоторых других. Именно однозначность и краткость, а значит энергийность, согласно интегративной психологии, основных понятий и терминов, и создают ту психологическую предпосылку, которая необходима для решения конкретных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Методология исследования данной работы основана на творческом подходе при разработке научных аспектов данного исследования и включает в себя общенаучные методы теоретического познания: сравнение и аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, детализация и конструирование и т.д. Научная новизна заключается в психологической концепции деятельности классного руководителя и интерпретации основных понятий и терминов, которые используются в системе школьного образования. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере школьного образования и психологических услуг: научно-педагогическим сотрудникам, школьным учителям, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Психология и Психотехника, 2015-9
Шантырь Е.Е. - Интерпретация профессий и вопросы подготовки кадров в сфере психологических услуг

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16276

Аннотация: Одними из наиболее актуальных проблем практической психологии в настоящее время являются вопросы подготовки специалистов и некая ориентация практической психологии на психотерапевтическую (лечебную) деятельность и медицинские термины. Первая проблема заключается в том, что специалисты в сфере психологических услуг получают образование, как в высших учебных заведениях, так и в учебных центрах различных школ и направлений, что порождает многообразие названий профессий в этой области, при этом сроки обучения принципиально разные. Мы предлагаем готовить специалистов многочисленных психологических школ и направлений, а также проводить их специализацию для работы в различных сферах человеческой деятельности только на базе высшего образования по психологии. Вторая проблема практической психологии – это медицинская терминология и отсутствие четкого теоретического разграничения в интерпретации профессиональной деятельности врачебных специальностей, связанных с проблемами психики человека и гуманитарной профессии психолога. В статье дано теоретическое обоснование принципиальных различий деятельности специалистов практической психологии и врачебных специальностей в этой области, а также показана работа практического психолога, как профессии чисто гуманитарной. В материалах работы сделан краткий исторический обзор основных направлений практической психологии и на основании этого показана сложившаяся в настоящее время ситуация в этой области. В статье представлен аналитический обзор существующих профессий в сфере психологических услуг в России и на Украине, в том числе и с учетом Классификаторов профессий этих стран, а также показаны некоторые законодательные противоречия с точки зрения существующих проблем. Методология исследования данной работы включают в себя разработку основных подходов к подготовке кадров в сфере психологических услуг, а также, на основании анализа научного материала, теоретическое обоснование принципиального отличия деятельности психологов от деятельности врачебных специальностей, связанных с проблемами психики человека. Научная новизна данной работы заключается в представленном аналитическом обзоре существующих профессий в сфере психологических услуг в России и на Украине, в том числе и с учетом Классификаторов профессий этих стран. В статье также дано теоретическое обоснование того существующего факта, что психолог - это гуманитарная профессия, которая не включает в себя врачебное мировоззрение и лечебные манипуляции и, соответственно, не предусматривает использование медицинской терминологии. Главной целью работы практического психолога, при любой специализации, является развитие у человека его психических процессов, с целью формирования качественно новой Личности, способной решать свои проблемы в профессиональном аспекте, личной жизни, а также в отношении своего здоровья. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере психологических услуг: научно-педагогическим сотрудникам, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Психолог, 2015-4
Шантырь Е.Е. - Актуальность практической психологии и алгоритм профессиограммы практического психолога c. 116-138

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15267

Аннотация: В данной статье показана актуальность практической психологии в современном обществе. В условиях постоянной интенсификации жизни человека и нарастания кризисных явлений прогрессивные личностные преобразования в обществе должны происходить достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность современного человечества к саморазрушению и самоуничтожению. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается человечество, являются результатом нынешнего духовно-психологического кризиса. Уровень эволюции человеческого сознания, как носителя психических процессов, не обеспечивает во многих случаях, адекватную реакцию социума и его индивидуумов на существующие ныне вызовы и не приводит к своевременной выработке нового мировоззрения по преодолению кризисных явлений. В этих условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций.Вместе с тем, профессия психолога пока ещё далеко не однозначно воспринимается сегодня в современном обществе, сама практическая психология не заявила о себе должным образом, а деятельность практических психологов не стала конкретной и понятной людям. Ключевой причиной этого является, прежде всего, отсутствие четко сформулированных основ профессиограммы практического психолога, позволяющих отделить психологическую помощь от всех других близких по содержанию парапсихологических и астрологических видов деятельности. Методология исследования данной работы включает в себя анализ научного материала и теоретическая разработка основной концепции деятельности практического психолога. Научная новизна представленных материалов заключается в том, что автором предложен и обоснован алгоритм профессиограммы практического психолога, деятельность которого, в отличие от других профессий, должна быть направлена, прежде всего, на развитие психических процессов человека с целью формирования новой личности, способной в любых условиях адекватно решать свои конкретные проблемы. При этом автором разработан и описан метод гуманитарно-поведенческого психоанализа, который отражает основное содержание работы практического психолога. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере психологических услуг: студентам, преподавателям, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Психолог, 2015-2
Шантырь Е.Е. - Унификации базовых понятий и терминов практической психологии c. 99-117

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14907

Аннотация: В современных условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций. Вместе с тем практическая психология сегодня ещё не является достаточно совершенным инструментом для решения актуальных проблем человека и общества в целом. Во многом это объясняется многообразием и неоднозначностью базовых терминов и понятий, используемых в практической психологии, что не только осложняет профессиональные взаимоотношения психологов, но и ставит под сомнения в ряде случаев смысловую интерпретацию деятельности практического психолога и очень часто искажает суть и специфику самой профессии в общественном сознании. В статье предложены и теоретически обоснованы базовые понятия и термины практической психологии, которые, не отрицая все многочисленные теоретические наработки в психологии, создают унифицированную терминологическую основу для дальнейшего развития практической психологии, повышения её эффективности и росту социальной значимости, что крайне необходимо в условиях нарастания кризисных явлений в современном обществе. В работе сформулированы и теоретически обоснованы такие базовые понятия и термины практической психологии, как определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретация психических процессов и их классификация. Научная новизна статьи заключается в приемлемой для всех школ и направлений унификации базовых понятий и терминов практической психологии. К базовым понятиям и терминам мы отнесли определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретацию психических процессов и их классификацию. Обобщив материал, мы предлагаем следующее теоретическое обоснование указанных терминов и понятий для практической психологии: Психология – наука о психических процессах и поведении человека, как личности. Личность – человек, как носитель творческого сознания. Психический процесс – определенное однонаправленное свойство сознания. Классификация психических процессов: 1. Интеллектуальные психические процессы. 2. Эмоциональные психические процессы. 3. Функциональные психические процессы. 4. Духовные психические процессы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.