по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сенницкая Елена Владимировна
Психолог, 2024-1
Сенницкая Е.В. - Некоторые механизмы формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, связанных с особенностями личности Доминирующего и Подчинённого лица в родительской семье c. 1-29

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69876

Аннотация: Объектом исследования являются закономерности формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, которые являются следствием желания возвыситься над Доминирующим членом семьи и не прожить жизнь, как Подчинённый член семьи. Были проанализированы конфликты, возникающие в процессе реализации следующих желаний: 1) реализовать мечту, которую не смог осуществить Доминирующий; 2) обладать умениями и качествами людей, в отношении которых Доминирующий испытывал чувства восторга, уважения, преклонения, благоговения, зависти; 3) делать то, чего боялся Доминирующий (или делать то, что могло бы испугать Доминирующего); 4) не попасть в ту категорию людей, которую Доминирующий считал «слабаками»; 5) делать то, что могло бы вызвать бессильную ярость (панику) у Доминирующего; 6) иметь такие умения или качества, которыми Доминирующий гордился, ставил себе в заслугу; 7) иметь те умения и качества, которыми обладало лицо, сумевшее каким-либо способом возвыситься над Доминирующим; 8) вступить в брак с человеком, который поможет реализовать вышеперечисленные желания и т.д. Настоящая работа представляет собой качественное исследование структурированного интервью, которое до этого было предметом количественного исследования, опубликованного ранее. Развёрнутые ответы испытуемых классифицировались по типам изложенных в них конфликтов. Новизна заключается в том, что на базе этих основных стремлений выделен ряд частных потребностей, невозможность удовлетворить которые приводит к внутриличностным и межличностным конфликтам. Выявлено когнитивное искажение относительно «беспомощности» и «безобидности» людей того пола, что Подчинённый. Предложена следующая структура личности: 1) представления о том, что является «сильным» поведением (на основе наблюдения ребёнка за поведением Доминирующего, обеспечивающим тому успех в глазах Подчинённого); 2) представления о том, что является «слабым» поведением (на основе наблюдения за поведением Подчинённого, которое, с точки зрения ребёнка, делает того ведомым); 3) представления о «сильном» и «слабом», «достойном» и «недостойном» поведении, существующие в обществе. Предполагается, что движущей силой развития личности является разрешение противоречий, обнаруживаемых ребёнком между этими тремя элементами.
Психолог, 2023-5
Сенницкая Е.В. - Связь между особенностями личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в родительской семье и особенностями личности ребёнка c. 18-99

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.39650

Аннотация: Объектом исследования являются некоторые закономерности формирования характера, направленность агрессии, а также закономерности профессионального и брачного выбора мужчин и женщин в зависимости от пола и особенностей личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в семье испытуемых. Также исследуются типичные конфликты для пар четырёх типов: 1) у жены «Доминирующий» – женщина, и у мужа тоже; 2) у жены и у мужа «Доминирующий» – мужчина; 3) у жены «Доминирующий» – женщина, а у мужа – мужчина; 4) у жены «Доминирующий» – мужчина, а у мужа – женщина. Новизна заключается в выявлении факта, что ключевое влияние на формирование направленности личности оказывают два человека: «Доминирующий» – тот, кто властвовал в семье в период примерно до 14 лет, когда ребёнок еще не был способен оказывать сопротивление взрослым, и «Подчиненный» – тот из домашних, кто больше всех был предан «Доминирующему», восторгался им и призывал к подчинению других. Ребенок копирует черты «Доминирующего», которые позволяют тому управлять «Подчиненным», а критерием успешности этой тактики служит одобрение «Подчиненного». Если пол «Подчинённого» и пол ребёнка совпадают, это вызывает гендерную дисфорию и заниженную самооценку, особенно если положение «Подчинённого» в семейной иерархии незавидно. Человек склонен выбирать такую сферу самореализации и такого супруга, с помощью которых он сможет возвыситься над «Доминирующим».
Педагогика и просвещение, 2023-3
Сенницкая Е.В. - Как сравнить между собой разные педагогические системы с помощью объектно-иерархического метода структурирования и дозирования информации c. 74-82

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.20481

Аннотация: Предметом настоящего исследования являлись существующие педагогические системы с точки зрения объектно-иерархической структуры типичных для них учебных занятий, а именно следующие их параметры: 1) сколько ветвей иерархической схемы содержит урок; 2) сколько ступеней иерархии имеет каждая ветвь; 3) сколько объектов содержится на каждой ступени иерархии; 4) каким количеством известных объектов раскрывается суть каждого неизвестного объекта; 5) содержат ли нижние ступени иерархической схемы урока такие объекты, которые не раскрыты за счёт 3–5 известных; 6) на каких этапах занятия объекты представлены в статике, а на каких – в движении. Настоящая работа представляет собой теоретическое исследование, которое заключается в изучении возможности использования метода объектно-иерархического моделирования для более точного описания существующих систем обучения, что позволило бы внести в педагогику и психологию количественную определённость. Данный подход опирается на разработанный автором метод моделирования информационной структуры урока и изложенные им в предыдущих работах экспериментальные данные о влиянии структурирования и дозирования учебного материала на внимание и дисциплину учащихся, а также на их эмоциональное состояние. Сделан вывод, что некоторые системы обучения, получившие репутацию эффективных, согласуются с полученными данными (например, занятия по методам А.-Я. Коменского, С. Френе и В.Ф. Шаталова). Также делается вывод, что основной причиной отказа от широкого внедрения этих и некоторых других методов (например, «погружения» и программированного обучения) является количественная неопределённость педагогических рекомендаций, что, в свою очередь, можно исправить путём применения объектно-иерархического описания структуры занятия.
Genesis: исторические исследования, 2021-12
Сенницкая Е.В. - Социально-экономическая направленность христианства c. 28-132

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.12.34816

Аннотация: Предметом исследования является социально-экономический базис основных особенностей христианства: его прозелитарного характера, положения об отказе от насилия, постов, крещения, поддержки феодально-крепостнического строя, отрицательного отношения к кочевому скотоводческому укладу, системы монастырей, наличия в храмах погребений, а также особой культовой символики. Применяются следующие методы: 1) материально-культурный (сопоставление религиозных взглядов с уровнем развития техники в рассматриваемую эпоху); 2) геофизический (сопоставление религиозных взглядов, представленных в исторических источниках, с природными условиями, влияющими на хозяйственную деятельность и возникновение определённой идеологии); 3) системный (христианство рассматривается как элемент государственной политики, направленной на развитие безопасных торговых путей, беспрепятственных сбор налогов и контроль за населением); 4) лингвистический (анализ имен); 5) герменевтический (истолкование христианской символики в контексте хозяйственной деятельности людей в античности). Основным выводом проведённого исследования является то, что христианство изначально было направлено на решение государством следующих задач: 1) развития мореплавания и создания безопасной системы торговых путей (прежде всего морских); 2) снижения социальной напряжённости в прибрежных городах-крепостях за счёт принятия особого кодекса поведения и снижения численности городского населения путём введения системы монастырей; 3) создания системы путевых знаков и опорных пунктов для помощи мореходам в виде храмов и монастырей; 4) развития земледельческого уклада (в частности, за счёт постов) с целью обеспечения зерном прибрежных городов-крепостей и организации длительных морских и сухопутных экспедиций; 5) вытеснение караванных торговых путей морскими; 6) создание системы регистрации населения путём закрепления единственного имени, даваемого при крещении.
Genesis: исторические исследования, 2020-12
Сенницкая Е.В. - Система православных постов на Руси как средство сдерживания крестьянских миграций и действий повстанческих или разбойничьих отрядов c. 184-246

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.12.31096

Аннотация: Объектом исследования являются православные посты и местные обычаи, запрещавшие определённые продукты. Изучается история развития постов, в частности, обстоятельства появления первопечатного Устава (Типикона) 1610 г. Проводится сравнение статей о постах Типиконов 1610, 1633, 1641 гг. Применяются следующие методы: 1) геофизический (сопоставление времени постов с периодами ледохода, половодья, ледостава и циклами сельхозработ Центральной России); 2) сравнительно-исторический (выявляется логика запретов и этапы их развития); 3) системный (пищевые запреты рассматриваются как элемент системы государственной политики, направленной на препятствование миграциям); 4) этно-психологический (исследование обоснований запретов); 5) лингвистический (анализ текстов Типикона). Сделаны нижеприведённые выводы. Система постов, принятая Типиконом 1610 г., служила следующим целям: 1. Закрепить оседлый земледельческий уклад. 2. Воспрепятствовать свободному передвижению повстанческих отрядов и разбойничьих шаек. 3. Создать препятствия для самостоятельной продажи крестьянами своей сельхозпродукции и, соответственно, способствовать обогащению феодалов за счёт оптовой скупки крестьянских товаров и их продажи. 4. Создать помехи для крестьянских переходов (закрепощение). Таким образом, предложена гипотеза механизма закрепощения крестьян за счёт ужесточения системы постов. Сам же Устав 1610 г. принят в связи с угрозой, нависшей над правительством В. Шуйского из-за событий Смутного времени, в расчёте уменьшить приток сторонников к бунтовщикам и усложнить крестьянские переходы, лишавшие феодалов севера, располагавших менее плодородными землями, рабочих рук и, соответственно, возможности снаряжать войска за свой счёт. Система запретов была направлена на недопущение такой еды, которая может быть добыта охотой, чтобы принудить крестьян перемещаться исключительно по руслам рек, находившихся под контролем правительства. Влиянием этих запретов, возможно, объясняется иррациональные маршруты войск Е. Пугачёва по рекам вместо пешего похода на Москву.
Психология и Психотехника, 2020-1
Сенницкая Е.В. - Особенности избирательности внимания при чтении текста (на примере криминалистической задачи) c. 10-42

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.27200

Аннотация: Объектом исследования является внимание, предметом - особенности избирательного внимания к тем или иным фактам, изложенным в криминалистической задаче. Гипотеза исследования: существует зависимость между вниманием к факту, выражающемся в количестве его интерпретаций в письменном решении задачи испытуемыми, с одной стороны, и количеством дочерних элементов, конкретизирующих отдельные его стороны, в тексте условия задачи. Иначе говоря, если представить текст в виде иерархической структуры, иллюстрирующей движение повествования от общего к частному, то оказывается, что факт, который не просто упомянут, а раскрыт с помощью каких-то подробностей, привлекает к себе внимание только за счёт количества конкретизирующих его дочерних элементов, независимо от самого содержания факта. Методы исследования: 1) теоретический анализ литературы о факторах, влияющих на избирательность внимания; 2) эксперимент - решение криминалистической задачи испытуемыми разного пола, возраста и образования; 3) метод анкетирования с вопросами открытого типа (испытуемые решали криминалистическую задачу путём составления текста в свободной форме). Методы количественной обработки данных: 1) корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена; 2) однофакторный дисперсионный анализ; 3) описательная статистика (в процентах). Новизна исследования заключается в выявлении ранее не изучавшегося фактора, влияющего на "заметность" факта в тексте для читателя: его положение в иерархической системе фактов. Основной вывод заключается в том, что наибольшую роль в привлечении внимания к факту играет не общее количество дочерних элементов, а их число на ближайшем уровне иерархии.
Психолог, 2019-6
Сенницкая Е.В. - Суицид или инсценировка? Методика исследования интернет-активности предполагаемого суицидента c. 27-51

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.6.29445

Аннотация: Предметом настоящего исследования является активность предполагаемого суицидента в Интернете: его поисковые запросы и переходы по ссылкам. Целью работы являлось создание методики, позволяющей отличить интернет-активность истинного суицидента от действий человека, задумавшего демонстративный суицид, симуляцию заболевания или инсценировку нападения. В задачи входило исследование содержания запросов и ссылок, времени, в которое были совершены действия в Интернете, а также временных интервалов между ними, чтобы судить об эмоциональном состоянии пользователя в тот или иной период. В работе применялся праксиметрический метод (анализ продуктов деятельности) и его разновидности: контент-анализ и хронометраж. В отношении субъекта деятельности частично использовался биографический метод. Для исследования его эмоционального состояния в определённые периоды активности было применено графическое моделирование изменения скорости поисковых запросов или переходов по ссылкам и сопоставление данных изменений со смысловым содержанием читаемых пользователем материалов. Новизна исследования состоит также в разработке метода анализа интервалов времени между действиями пользователя для изучения его эмоционального состояния. Предлагаемый метод может использоваться как одно из средств выявления различий между истинным и демонстративным суицидом либо иными инсценировками. Данный метод может использоваться и в экспертизе авторства запросов, поскольку позволяет оценить, соответствует ли возрастание темпа запросов волнению, которое должно возникать в связи с характером этих запросов, или автор запросов делал их формально, что даёт основание заподозрить фальсификацию запросов предполагаемого суицидента другим лицом.
Психолог, 2018-3
Сенницкая Е.В. - Что такое внимание? c. 41-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.23373

Аннотация: Объектом исследования является внимание, основной задачей – объяснение факта, установленного в результате наблюдений за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также в результате естественного эксперимента, проведённого автором. Речь идёт о причинах того, почему максимальное внимание при минимальных волевых усилиях достигается в случае, когда каждый объект, нуждающийся в раскрытии, объясняется с помощью 3–5 объектов, известных читателю или слушателю, при условии, что в иерархической системе излагаемой информации они находятся на одном уровне. Иначе говоря, в настоящей работе предложено объяснение того, почему 3–5 взаимосвязанных объектов, фактов или примеров, иллюстрирующих некое понятие или правило, надёжно привлекают внимание читателя или слушателя, в то время как меньшее или большее их количество воспринимается соответственно как недостаточное или избыточное. Данная работа представляет собой теоретическое исследование, основанное на методологическом принципе единства сознания и деятельности. В ней производится анализ существующих определений внимания и их сопоставление с вышеприведёнными результатами, полученными экспериментально. Новизна исследования заключается в разработке определения внимания как понятия, связанного с количеством и иерархической структурой воспринимаемой информации. Также была выдвинута гипотеза о том, что связь объекта с 3–5 другими воспринимается как важная, привлекающая внимание, по причине того, что установки внимания обусловлены структурой тела человека и его деятельностью в процессе фило- и онтогенеза.
Психолог, 2016-4
Сенницкая Е.В. - Управление вниманием аудитории с помощью объектно-иерархического метода моделирования и дозирования информации (на примере учебного занятия) c. 102-114

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19908

Аннотация: Объектом исследования является внимание школьников и студентов колледжа при восприятии информации разного количества и иерархической структуры. Работа посвящена проблеме, как зависит внимание слушателя от структурирования и дозирования информации. Основной задачей является выработка рекомендаций, как структурировать и дозировать словесную, математическую и двигательную информацию, чтобы избежать рассеивания внимания и нарушения дисциплины, возникающих по причине её недостаточности или избыточности. Ещё одна задача заключается в разработке несложного метода вычисления количества вербальной информации, который может послужить инструментом моделирования учебного занятия. Методами исследования являлись эмпирическое исследование в форме наблюдения за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также естественный эксперимент с учащимися 1, 3, 5, 6 классов и студентами 1–2 курсов колледжа. Содержание занятий, проводимых автором или другим преподавателем, моделировалось в виде объектно-иерархической схемы. Далее путём наблюдения и аудиозаписи отмечалось изменение внимания испытуемых. Результатом данного исследования стал вывод, что в случае, когда абстрактные объекты раскрываются за счёт менее чем 3 или более чем 5 предметных, у слушателей наблюдается рассеивание внимания и нарушение дисциплины. В случае, когда абстрактные объекты раскрываются за счёт 3–5 предметных, удаётся поддерживать дисциплину на всём протяжении урока при условии, что урок представляет собой иерархическую структуру из 4–5 ветвей с глубиной 3–5 ступеней иерархии. Выводы исследования могут быть использованы в педагогике, рекламе, политической и клинической психологии.
Психология и Психотехника, 2016-1
Сенницкая Е.В. - Вариант решения проблемы описания и измерения словесной информации

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17193

Аннотация: Объектом исследования является возможность создания метода описания и измерения информации на естественном языке (в том числе с включением математических и иных формул), который позволил бы решить следующие актуальные задачи: 1) точно указать количество информации, имеющейся в речи или тексте; 2) сделать точными педагогические рекомендации, связанные с учётом сложности изучаемого материала; 3) обеспечить дозирование информации для максимально лёгкого восприятия; 4) исследовать особенности мышления людей, основываясь на информационном анализе их речи или текстов. Создание такого метода моделирования осуществлялось за счёт выделения определённой единицы информации и нахождения способа описания связей между отдельными единицами. В результате анализа работ предшественников был сделан вывод о том, что решение вопроса шло двумя путями: за счёт выработки единицы описания (преимущественно визуально представимого характера) и за счёт представления информации в виде иерархической структуры. Неудачи в решении проблемы были обусловлены тем, что эти подходы не были совмещены. Автором был разработан метод описания словесных массивов информации, названный объектно-иерархическим. Объектным он является потому, что единицей информации служит визуально представимый объект в грамматическом смысле, то есть предмет или явление, о котором можно спросить «что это?». Иерархическим же метод является по той причине, что единицы информации в связной речи или тексте взаимосвязаны и образуют иерархическую систему. В качестве единицы информации автор предлагает принять описываемую словами, математической или иной формулой визуально представимую картину, заключающую в себе: предмет в грамматическом смысле либо предмет и совершаемое им действие (т.е. явление) либо предмет, совершаемое им действие, и предмет, на который это действие направлено. Предлагаемый метод позволяет дозировать информацию и обеспечивать максимально лёгкое её восприятие. Также он является удобным инструментом для исследования особенностей мышления разных людей за счёт структурного анализа их речи или текстов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.