ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Щербинина Ольга Александровна
Болдырева Т.А., Щербинина О.А. - Психологическая детерминация моббинга в подростковых группах |
|
c. 86-101
|
DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.19630
Аннотация: Подробно рассмотрены и проанализированы с позиций их объяснительной ценности и прогностической эффективности современные концепции моббинга: психоэнергетическая, социального научения, фрустрационная. Выделены противоречия в названных теориях, предложены пути их разрешения за счет выявления психологических детерминант возникновения моббинга как социально-психологического явления, что, в свою очередь, и выступило в качестве теоретического основания эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проведено на выборке из 124 подростков общеобразовательных школ, в которых были зарегистрированы случаи моббинга. Использованы опросный и проективный методы исследования. Проведен сравнительный анализ профилей самоотношения у подростков, обучающихся в учебных коллективах, в которых имели место явления моббинга. Использованы психодиагностические методики: «Методика исследования самоотношения» Р.С. Пантилеева и «Тест руки» Э. Вагнера. Предметом – явилась взаимосвязь профиля самоотношения подростков с их агрессивностью. Посредством корреляционного анализа выявлены те элементы самоотношения, которые детерминируют разные типы агрессивных проявлений подростка, составляющих поведенческую модель в моббинге и могут рассматриваться в качестве прогностических признаков как инициации моббинга, так и выбора активной или пассивной позиции в процессе моббинга. Выявлено, что на уровень и характер агрессивности оказывают влияние четыре основных параметра самоотношения: закрытость, саморуководство, внутренняя конфликтность, самопринятие; выделены типы профилей самоотношения у подростков, принимавших участие в моббинге или занимающих нейтральную позицию. Результаты исследования позволяют конкретизировать содержание первичной и вторичной профилактики моббинга в подростковых группах.
|