по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Цендровский Олег Юрьевич
Философская мысль, 2016-9
Цендровский О.Ю. - Понятие бытия (Seyn) в философии М. Хайдеггера и её методологические особенности c. 18-36

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.19068

Аннотация: В данной статье подробному анализу подвергается основополагающее для учения М. Хайдеггера понятие бытия (das Sein/Seyn) и вытекающие из его истолкования мыслителем методологические особенности его философствования. Парадоксальным образом в научной традиции изучения хайдеггеровского наследия вопрос о специфическом содержании понятия бытия, несмотря на его первостепенное значение, раскрыт крайне бегло и неудовлетворительно — даже наиболее авторитетные исследователи, как правило, ограничиваются самым первым и поверхностным приближением в его интерпретации. Автор предпринимает попытку ликвидировать данный недостаток через последовательный разбор всех существенных смысловых слоев хайдеггеровского Seyn. В последней части работы даётся разбор специфических черт философской мысли Хайдеггера, непосредственно вытекающих из понимания мыслителем её основного предмета — бытия. Описанный анализ проводится автором в ориентации на тексты, написанные после так называемого "поворота" в философии Хайдеггера, произошедшего в 1930-х гг. Это позволяет избежать распространенной методологической ошибки преувеличивать значение "Бытия и времени" и пытаться толковать полувековое развитие его мысли через призму одной книги, самим же философом признанной неудачной. Основным научным вкладом настоящей работы является уникальная для комментаторской традиции схема, в которой предлагается поэтапное и систематическое разъяснение смысла понятия бытия в учении Хайдеггера через 10 его фундаментальных атрибутов: 1) сущее есть; 2) бытие не есть сущее; 3) бытие есть ничто; 4) бытие есть истина (άλήθεια); 5) бытие есть одновременно и простая, и сложная "сущность" (das Wesen); 6) бытие есть пространство-время; 7) бытие есть становление (πόλεμος); 8) бытие есть священное, сакральное (das Heilige); 9) бытие есть событие, присвоение (das Ereignis); 10) бытие есть Четверица (das Geviert).
Философия и культура, 2016-2
Цендровский О.Ю. - Образы Нового Начала: социально-политический идеал философии Ницше

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.15029

Аннотация: В статье социально-политическая мысль Ф. Ницше, предложенная им глубокая реформа культуры и общества подвергается тщательному разбору и переосмыслению. В первой половине работы выявляется теоретическая база проекта по построению общества Нового Начала и прослеживается его строгая генетическая связь с метафизикой, философией истории, этикой и антропологией мыслителя. Вторая часть статьи посвящена реконструкции идеального государства Ницше и подробному изложению и анализу его ключевых принципов. Наконец, в заключении описывается ницшевский образ будущего и его альтернативных сценариев. Названная тема, вопреки научной традиции ницшеведения, исследуется с систематических позиций. Это позволяет ликвидировать пробелы, существующие почти во всех исследованиях в данной области: называя политическое мышление Ницше «наивным», непоследовательным и отрывочным, они не предпринимают попытки реконструировать социально-политический идеал философа, ограничиваясь сбивычивым перечислением его мнений по разным околополитическим вопросам. Основной вывод статьи состоит в том, что Ницше всё же имел чёткое представление об обществе Нового Начала, а её базовые тезисы таковы: ницшевское государство 1) обладает иерархической сословной структурой и свободной взаимообратной вертикальной мобильностью между сословиями; 2) характеризуется отсутствует сословно-классовых антагонизмов; 3) является полиэтническим и чуждо дискриминации; 4) ставит экономику и политику в подчинение сфере культуры и задаётся целью создать новый, сверхчеловеческий вид средствами евгеники, воспитания и образования; 5) является мультикультурным и плюралистическим; 6) глобально по своим устремлениям.
Философия и культура, 2015-7
Цендровский О.Ю. - Система философии Ницше

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.12000

Аннотация: В статье автор предпринимает попытку продемонстрировать строгую системность и структурированность философии Ницше, подчеркивая неудовлетворительность господствующих ракурсов ее интерпретации. Общепринятое мнение, согласно которому учение Ницше обнаруживает поэтическую непоследовательность, осколочность, незаконченность и противоречивость, признается ошибочным. Ради корректного понимания, подчеркивает автор, требуется исследовать возможность взглянуть на нее как на согласованную доктрину. Реконструкция мысли философа проводится им в ходе последовательного разбора основных разделов учения Ницше (метафизика, эпистемология, философия истории и культуры, психология, этика, эстетика, политика). Систематическое истолкование и разрешение так называемых “противоречий” философии Ницше признается возможным лишь в рамках герменевтической методологии. Внимание к контексту и нюансам понятий, которыми оперирует мыслитель, а также принцип истолкования каждого фрагмента лишь в свете всего наследия приводит к выводам, резко контрастирующим с традиционным ницшеведением. Становится очевидной нерушимая взаимосвязь всех ключевых тем и тезисов ницшевского учения. По всем правилам философской архитектуры, развитая им метафизика воли к власти составляет основу для любого суждения, будь то сфера гносеологических, этических, эстетических или иных вопросов. Она задает новую цель и для индивида, и для социума: «высочайшая могущественность и роскошность типа человек», – строго и рассудительно подбирая для нее наиболее эффективные средства. Между тем в научной литературе практически отсутствуют попытки такого анализа, а имеющиеся редкие работы явно не достигают поставленных целей.
Genesis: исторические исследования, 2015-5
Цендровский О.Ю. - Эволюция теории и практики PR в истории социальной коммуникации c. 279-337

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.16301

Аннотация: Автор статьи задается целью определить содержание феномена «связей с общественностью» в его внутренних границах, продемонстрировать его историческое развитие и местоположение в современном обществе. Для этого в работе выполняются следующие задачи: поэтапно излагается история убеждающей коммуникации и ее главных инструментов (рекламы, пропаганды, PR); в ходе историко-социального исследования их дефиниции и привычное понимание подвергаются пересмотру и корректировке, а границы между ними, традиционно очень расплывчатые, очерчиваются; наконец, по итогам анализа современного состояния социальной коммуникации даются практические рекомендации для рекламной и PR-деятельности и прогноз их развития в ближайшем будущем. Рассматривая феномен PR, автор пытается определить его сущность не нормативно («чем он должен быть»), как это делается почти во всех известных дефинициях, учебной и научной литературе, а путем обобщения и анализа исторических фактов, связанных с возникновением и практикой PR вплоть до наших дней. С этой целью привлекается широкий корпус источников, с опорой в основном на авторитетные англоязычные труды, поскольку концепция и институт PR существуют в США почти на столетие дольше. Основным научным вкладом автора является постулирование им многокомпонтеной природы связей с общественностью, которую, вопреки абсолютно господствующему мнению, нельзя свести к единой основе. Автор формулирует три, по сути независимых, элемента связей с общественностью: информирующий, суггестивный и адаптивный, – описывая их историю, специфику и содержание. Наконец, констатируя новую, сетевую структуру информационного пространства в XXI в., автор подчеркивает, что исконный инструмент PR – создание специальных событий с мощным драматическим слоем семантики, интересных и способных развлечь, – приобретает огромное значение и преимущество над всеми остальными способами коммуникативного воздействия в условиях доминирования вирусной модели распространения информации (по горизонтали, от пользователя к пользователю).
Философия и культура, 2014-10
Цендровский О.Ю. - Рим против Иудеи: ницшевская трактовка истории и генеалогии христианства

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.10429

Аннотация: В статье ницшевская трактовка религии, - в первую очередь, христианства, - рассматривается в связи с центральной темой его философии: феноменом нигилизма. История развития религии - довольно мало изученная рубрика его учения - последовательного излагается через призму фундаментального конфликта жизнеутверждения и жизнеотрицания: "Рима и Иудеи". В ходе исследования сформулировано и проанализировано ницшевское видение таких проблем, как: генезис и назначение религии, существо различия между язычеством и христианством, социально-культурные причины и база возникновения христианства, его отношение к иудаизму, метафизическая и психолого-антропологическая подоплека христианства, смерть Бога и ситуация нигилизма в Новое время. Вопреки комментаторской традиции, мысль Ницше показывается с позиций систематической интерпретации, в ее строгости и согласованности. В качестве основного тезиса работы автор утверждает, что Ницше рассматривает христианство генеалогично, то есть не само по себе, но как крупнейшего выразителя и аккумулятора "метафизического порока" отрицания, оторвавшего ценности от условий реальной жизни и поставившего их на службу прямо противоположным целям.
Философская мысль, 2014-2
Цендровский О.Ю. - Эпистемология феноменологического конструктивизма: возможности преодоления изъянов классических концепций истины c. 187-211

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.2.11041

Аннотация: В статье рассматриваются два ведущих подхода к проблеме сущности истины и методов ее достижения: реализм и конструктивизм. В ходе краткого обзора раскрывается их содержание и выявляются коренные недостатки, логические проблемы и тупики аргументации. Автор предлагает вариант их решения в рамках концепции, названной им феноменологическим конструктивизмом. И как метод, и тем более как термин он является мало освоенным, в то же время позволяя выйти за пределы порочного круга дихотомии реализм – конструктивизм. С одной стороны, феноменологический конструктивизм опирается на провозглашенную на разный манер Э. Гуссерлем и М. Хайдеггером необходимость очистить опыт от напластований множественных интерпретаций, редуцировав их до более исходных структур. С другой, концепция отталкивается от необходимости признать конструктивный, а не объективный характер получаемого опыта: он детерминирован биологически, индивидуально и социально (дискурсивно). Взяв за точку отсчета введенный Хайдеггером термин Dasein (присутствие, здесь-бытие) как исходное, доинтерпретационное эмпирическое наличие, автор предлагает снять с повестки дня корректное отношение знания к предмету как критерий истины и объективность как идеал, одновременно обращая внимание на тупиковый характер крайнего конструктивизма. Вслед за интуициями И. Канта обосновывается, что мы имеем дело не с вещами, а лишь с феноменами собственного сознания (редуцированного до Dasein), единственная возможная форма знания – гипотетическое, а критерием истины может быть только практика в смысле опытной проверки.
Litera, 2013-4
Цендровский О.Ю. - Философия Антуана де Сент-Экзюпери: опыт реконструкции c. 1-33

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.4.10651

Аннотация: В статье рассматривается недооцененное и совершенно нераскрытое в исследовательской литературе философское содержание творчества Антуана де Сент-Экзюпери. На основании анализа его неоконченного труда «Цитадель» и других более известных текстов автор показывает цельность учения Экзюпери, остроту гуманистической, экзистенциальной, нравственной проблематики его философии и подчеркивает ее принадлежность к западноевропейской мысли позднего модерна в ее программных темах переоценки ценностей, осмысления места человека после смерти Бога и борьбы с нигилизмом. В ходе последовательного разбора и с позиций систематической интерпретации выясняется отношение Экзюпери к ряду ключевых философских вопросов: бытие Бога и смысл жизни, критерий ценности и существо истины. Основной акцент в работе сделан на этический пафос творчества Экзюпери. Подробному анализу подвергается предложенный им «героический» идеал, выдвинутая система ценностей и базовых этических позиций, выводимых теперь не из вневременной божественной реальности, а из существа смертного человека. Итогом работы является воссоздание цельной мировоззренческой картины Экзюпери, что не имеет и отдаленных аналогов в отечественной литературе и широком круге изученных западных источников. Выясняется предельная близость мировоззрения писателя к учению Ф. Ницше, тяготение к правой радикальной политике, излагается любопытный комплекс его психологических и культурологических взглядов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"