по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Бакуменко Геннадий Владимирович
Культура и искусство, 2019-4
Бакуменко Г.В. - Персоноцентризм и социоцентризм как маркеры символизации успеха в художественной реальности фильмов кинопроката США c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29419

Аннотация: В центре исследовательского внимания динамика популярности персоноцентричных и социоцентричных символов успеха, выраженных содержанием популярных фильмов кинопроката США. На примере анализа массива популярных художественных фильмов 1980–2019 гг., представленных в Топ 10 лидеров кассовых сборов по статистике Box Office Mojo, предпринята попытка типологии вырабатываемых массовой культурой США мотиваций деятельности на основе диспозиции символов успеха автономной деятельности (персоноцентризм) и коллективного взаимодействия (социоцентризм). Маркирование персоноцентризма и социоцентризма (двух различных стратегий достижения успеха) в художественной реальности кинофильма предполагает определение транслируемых посредством кинокоммуникации стереотипов поведения. В основе исследования лежит метод типологии кинофильмов как персноцентричных и социоцентричных символов успеха, подразумевающий комплекс неопросных методов качественного и количественного анализа сюжетного содержания. Новизна исследования заключается как в инновационном авторском подходе к анализу социокультурных процессов, так и в интерпретации общедоступных эмпирических данных кассовых сборов кинопроката. Полученные результаты позволяет утверждать, что маркирование популярности социоцентричного либо персоноцентричного содержания фильмов в отличии от идеального образа культурного героя (в отечественной традиции — это коллективист, в американской — индивидуалист) отражает ценностную динамику символов успеха коллективного взаимодействия или автономной деятельности индивида в массовой культуре США.
Политика и Общество, 2015-7
Бакуменко Г.В. - Процесс символизации успеха как принцип пространственно-средовой ориентации элементов социокультурных систем

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.7.14468

Аннотация: В данной статье в качестве предмета исследования мы рассматриваем социокультурный феномен процессуального характера, не получивший в силу своей динамической природы однозначного категориального определения в современной науке и в философии. Мы определяем этот феномен как социокультурный процесс символизации успеха. Объектом нашего внимания выступает межпредметный культурологический дискурс вокруг концептуализации категории успеха, имеющий место в современной отечественной лингвистике, в социальной философии, в культурологии, в ряде смежных дисциплин. Не претендуя на всеохватность проблематики, мы ограничиваемся выявлением динамических характеристик категории успеха с целью определения социокультурного значения его символизации как постоянно протекающего, сопровождающего генезис культуры социокультурного процесса. На основе анализа отечественных подходов в лингвистике, культурологии и социальной философии к проблематике концептуализации категории успеха в статье акцентируется внимание на динамических характеристиках категории успеха в рамках его повседневной и философской символизации. Основным, т. о. является философско-аналитический метод в рамках системного культурологического подхода. Новизна исследования заключается в осмыслении значения динамических характеристик категории успеха с позиций современных культурологических представлений о социальной и культурной динамике. Мы вводим понятие социокультурного процесса символизации успеха, определяем его системное значение в качестве принципа самоорганизации социокультурных систем и пространственно-средовой ориентации составляющих эти системы элементов.
Философия и культура, 2015-5
Бакуменко Г.В. - Символизация успеха как социокультурный процесс: постановка проблемы

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.14168

Аннотация: Предметом исследования является феномен формирования в культуре личности и в социокультурной среде символов успешной деятельности, или, иными словами, феномен социокультурного процесса символизации успеха. Объектом исследования является социальная коммуникация, в рамках которой и осуществляется исследуемый процесс. Автор подробно рассматривает такие аспекты проблемы как процессуальность феномена успеха, о чем свидетельствует изменчивость его философско-смыслового и повседневного содержания. Особое внимание уделяется постановке проблемы исследования на стыке феноменологии, герменевтики, семиологии и теории коммуникации. Что позволяет синтезировать авторскую культурологическую позицию в рассмотрении межпредметной проблематики. Методология исследования основана на синтезе философии и феноменологических наблюдений позитивистских дисциплин. Статья носит описательный характер постановки проблемы. Основным выводом проведенного исследования является утверждение возможности и актуальности исследования процессуальности символизации успеха как социокультурного феномена. Именно в постановке проблемы изучения символизации успеха в его имманентной процессуальности заключается новизна авторского научного подхода, диктующего развитие новых методик культурологического анализа феноменов социокультурной жизни.
Человек и культура, 2015-4
Бакуменко Г.В. - Символизация успеха как социокультурная рефлексия c. 58-71

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15609

Аннотация: Предметом внимания данной статьи выбрана научно-философская и общественно-политическая дискуссия, инициированная НИИ прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета в 1990-х гг. в рамках общественной экспертизы проекта «доктрины успеха» группы авторов периодического издания «Этика успеха». В рамках концепта социокультурного процесса символизации успеха есть основания рассматривать эту дискуссию как форму социокультурной рефлексии, понимаемую нами как реакцию социокультурной системы на меняющиеся условия развития, проявляющуюся в переоценке аксиологического капитала общества, выражаемого в устоявшихся повседневных социокультурных концептах, таких, например, как «успех». Социокультурный подход, распространенный в социальной философии, в психологии, в социологии применим и в культурологии как метод анализа социальных явлений в историко-культурном контексте в плане выявления универсальных способов и образцов деятельности людей. Апробация предлагаемого метода носит проблемный характер, поскольку ориентирована на анализ в историко-культурном контексте современных явлений. Новизна исследования раскрывается в авторском синтезе социокультурного подхода с семиотико-когнетивными методами, позволяющем расценивать текстуально выраженные тенденции социального развития в качестве имеющих культурные основания системных рефлексий. Подмеченная нами идентичность модернистских проектов трансформации социокультурной реальности путем тоталитаризации идеи воспитания нового типа личности россиянина в начале и в конце XX века касается целого ряда спорных и мало изученных вопросов, пристальное внимание научного сообщества к которым обосновано в силу их актуальности в аспекте управления социокультурными процессами.
Человек и культура, 2014-6
Бакуменко Г.В. - Перцепция в социокультурном процессе символизации успеха c. 21-28

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14731

Аннотация: Объект нашего внимания в данной статье - социокультурный процесс символизации успеха. Для нас важно рассмотрение всех составляющих обозначенного процесса. И на этом этапе исследования интересен перцептивный его аспект, что и является нашим предметом. Актуальность рассмотрения перцепции успеха продиктована необходимостью формирования методологии комплексного культурологического анализа социокультурного процесса символизации успеха в социальных практиках и артефактах художественной культуры. В данной статье мы затрагиваем проблематику практики межкультурной коммуникации, в которой процесс символизации успеха выступает как фактор интеграции или конфликтного столкновения культур. Метод философского анализа и синтеза позволяет актуализировать чувственный аспект символизации успеха, опираясь на достижения современной науки и философии. Основным выводом исследования является положение о синкретичной сущности образа-символа успеха, формирующегося в сознании индивида путем компиляции транслируемых окружающей средой культурем. Формирование образа-символа успеха и его апробация в социальных практиках сопровождается положительными психосоматическими ощущениями субъектов социальной коммуникации. Для более точного описания чувственной данности культуры мы предлагаем использовать понятие аффектемы как атомарного элемента по аналогии с разработанными в культурологической литературе категориями семантемы, мифемы, морфемы.
Человек и культура, 2014-5
Бакуменко Г.В. - Концепт социокультурного процесса символизации успеха c. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14491

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступает модель социокультурного процесса символизации успеха, расширяющая представления о культурной опосредованности социальной динамики. Если категории социокультурного процесса, процесса символизации и концепт успеха прочно вошли в научно-философский дискурс, то производное понятие социокультурного процесса символизации успеха используется нами для актуализации нового видения динамических явлений. Таким образом, целью данной статьи является актуализация авторской точки зрения на причину культурной динамики, в основе которой лежит выработанное в процессе выживания в окружающей среде генетическое свойство культуры – символизация успеха. В основе исследования лежит системный подход к явлениям культуры. В рамках которого мы описываем многофункциональную модель социокультурного процесса символизации успеха, предполагающую ее дальнейшую апробацию в наиболее актуальных направлениях культурологии. Основным вкладом автора в исследование культурной динамики является переосмысление современных представлений о культурной опосредованности социогенеза, основанное на гипотетическом положении причинности специфического способа выживания человечества в окружающей среде. Этот способ реализуется как система символизации положительного опыта индивида с целью его социальной интеграции. Этот же способ, как многофункциональная модель поведения, позволяет социальному субъекту посредством социальной коммуникации ориентироваться в окружающей природной и социокультурной среде.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.