по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Рыбакова Надежда Алексеевна
Психология и Психотехника, 2016-11
Рыбакова Н.А. - Объективные источники и внешне-активизирующие условия самоактуализации педагога c. 913-920

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.11.22760

Аннотация: Объектом исследования является самоактуализация педагога в профессиональной деятельности, обеспечивающая его профессионально-личностный рост и достижение целей современного образования. Предметом выступает выявление совокупности внешних факторов, способствующих повышению эффективности педагогической самоактуализации. В соответствии с этим, автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как определение основных объективных источников самоактуализации педагога, осознание и использование ресурсов которых выступает важным фактором, положительно влияющим на данный процесс. Существенное место отводится принципам педагогической самоактуализации, раскрывающим значимость всего комплекса внешних факторов в единстве с внутренними. Особое внимание уделяется обоснованию и описанию внешне-активизирующих условий. Исследование опирается на идеи философии экзистенциализма о необходимости дополнения абсолютности свободы тотальной ответственностью человека; личностно-деятельностный подход; теории и концепции самоактуализации и личностного роста; акмеологический подход к самоактуализации педагога; аксиологический подход к педагогической деятельности и др. Основными выводам исследования являются следующие положения: становление и эффективное функционирование самоактуализации педагога в высокой степени детерминируется внешними факторами; важными объективными источниками самоактуализации педагога выступают социальная востребованность, объективные научные знания, культура общества, сама профессионально-педагогическая деятельность; внешне-активизирующие условия связаны с наличием стимулирующей профессиональной среды и с организацией специальной подготовки педагога к самоактуализации в системе непрерывного образования.
Психология и Психотехника, 2015-8
Рыбакова Н.А. - Самоактуализация личности: методологический экскурс

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.15999

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является феноменология самоактуализации личности. Предметом работы выступает выявление различных методологических подходов к пониманию сущности самоактуализации. В статье рассматривается формирование и развитие представления о самоактуализации в истории науки в рамках различных научных подходов. Большое внимание уделяется понятию «самоактуализация» и смежным феноменам, изучавшимся гуманистической психологией, а также развитию теории самоактуализации в отечественной науке. Особое место отведено характеристике самоактуализации как осознанной, целенаправленной и самоуправляемой деятельности, разворачивающейся в рамках различных видов жизнедеятельности человека. По мнению автора, взгляд на самоактуализацию как на самоорганизуемую деятельность позволяет по-новому взглянуть на проблему свободы личности в процессе самоосуществления. Методологию исследования составили: концепции самоактуализации и личностного роста в гуманистической психологией, отечественные концепции самореализации, теория деятельности, личностно-деятельностный подход; концепции управления и самоорганизации. Новизна статьи, по мнению автора, заключается в обобщении многолетнего научного опыта по проблеме самоактуализации личности, в раскрытии её сущности с позиций основных зарубежных и отечественных концепций. Особым вкладом автора является включение результатов собственного исследования самоактуализации с позиций личностно-деятельностного подхода и теории деятельности. Основным выводом работы является следующий: если рассматривать самоактуализацию личности как самоорганизуемую деятельность, то становится возможным разрабатывать технологии, способные помочь человеку осознать и принять свои индивидуально-личностные особенности, целенаправленно и эффективно управлять саморазвитием и личностным ростом в соответствии с собственной уникальностью.
Психология и Психотехника, 2015-2
Рыбакова Н.А. - Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.2.14080

Аннотация: Предметом исследования является развитие у людей разного возраста и музыкальной подготовленности эмпатии на основе метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыкального образа. Объектом выступает эмпатия как один из ключевых компонентов развитого эмоционального интеллекта человека. В статье раскрывается сущность метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки (в широком смысле) с позиций возможности его применения для совершенствования эмоционального интеллекта через интенсивное развитие эмпатии. Действие метода обосновывается идеями психологии, музыкальной психологии и педагогики искусства. Особое внимание отводится сущности данного метода, характеристике апробированных автором в личной практике работы со взрослыми конкретных методов и приемов: создания художественно-изобразительных, литературных и пластических интерпретаций образа. Методологию исследования составляют исследования эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д.Майер, Т. Орме, П. Сэловей и др.), эмпатии (А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Н.В. Буравцова, Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Дж. Мид, О.В. Полякова и др.), музыкальной психологии исследованиям (Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, А.В. Торопова и др.), музыкальной педагогики (В. Коэн, Л.П. Маслова, Н.А. Тереньева, В.В. Школяр, Л.В. Школяр и др.). Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: - важнейшим качеством человека, обладающего развитым эмоциональным интеллектом, является способность к эмпатии, которая позволяет ему строить эффективное взаимодействие с другими людьми; - восприятие музыки с применением соответствующих методов способно совершенствовать эмоциональный интеллект человека любого возраста посредством развития способности к эмпатии; - более эффективным может сделать процесс развития эмпатии в процессе восприятия музыки метод создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки. Новизна исследования заключается в обосновании и разработке автором эффективного для развития эмоционального интеллекта метода создания эмоционально-ассоциативных интерпретаций музыки (в широком смысле), выделении в нем и описании трех групп методов (в узком смысле): художественно-изобразительных, литературных и пластических интерпретаций. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что предпринята попытка обобщить опыт психологии, музыкознания и музыкальной педагогики, дополнить его авторскими идеями и результатами собственной работы по развитию эмпатии и эмоционального интеллекта у взрослых людей, не имеющих музыкального образования.
Современное образование, 2015-1
Рыбакова Н.А. - Мотивационные источники самоактуализации педагога в профессиональной деятельности c. 69-99

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.14002

Аннотация: Предмет исследования - выявление внутренних движущих сил самоактуализации педагога-музыканта в профессии на основе существующего в современной науке опыта. Объектом исследования является самоактуализация педагога-музыканта в профессиональной деятельности, выступающая средством его профессионально-личностного роста и ведущим фактором решения задач современного музыкального воспитания школьников. В качестве возможных мотивационных источников самоактуализации педагога в статье рассматриваются потребность в доминировании, врожденный «мотив роста», профессиональная направленность личности, эмоционально-ценностное отношение к профессии, совокупность профессионально-значимых интересов, глубокую осознанность значимости самоактуализации для педагога и др. В статье отмечается, что самоактуализация учителя может стать основой его профессионального роста и эффективности педагогической деятельности при условии, что будет рассматриваться и осуществляться как осознанная деятельность по приумножению, развитию и реализации профессионально-значимого потенциала. Гуманистический подход. Структурно-генетический подход к изучению личности. Деятельностный подход. Теория избирательных отношений к условиям профессиональной деятельности. Концептуальные идеи педагогики искусства. Исследования музыкально-педагогической деятельности и личности учителя музыки Основными выводами проведенного исследования являются следующие: - вполне оправданно связывать мотивацию педагога к самоактуализации, а следовательно, к профессиональному росту, с его врожденным «мотивом роста», просоциально направленной потребностью в доминировании, с профессиональной направленностью личности, эмоционально-положительным отношением к своей деятельности и детям; - важную роль для самоактуализации педагога-музыканта играют также потребность в творческом самовыражении, любовь к музыкальному искусству и самопринятие; - отправной точкой самоактуализации учителя в профессиональной деятельности являются самопознание и самосознание собственных мотивов. Особым вкладом автора является то, что помимо мотивационных источников самоактуализации, которые могут быть отнесены к педагогу любой предметной направленности, осуществлена попытка выявить и другие источники активности, определяемые музыкальной составляющей его профессии. Новизна исследования заключается в обобщении научного опыта по вопросам мотивационных источников личности вообще, педагога в частности и выделении на этой основе комплекса внутренних движущих сил самоактуализации педагога-музыканта. Основанием для этого избрана специфика музыкальной стороны его профессиональной деятельности.
Современное образование, 2015-1
Рыбакова Н.А. - Манипулятивный стереотип профессиональной деятельности педагога и способы его преодоления c. 124-142

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.14099

Аннотация: Предметом исследования является преодоления формирующегося или действующего манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности педагога-музыканта на основе ряда методов развития способности к самоактуализации в музыкальной деятельности. Объектом выступает самоактуализация педагога-музыканта в профессиональной деятельности как цель и средство преодоления манипулятивного поведения в процессе ее реализации. В статье раскрывается сущность и негативное влияние манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности педагога, вскрываются причины его формирования в период подготовки к профессии. Особое внимание уделяется обоснованию и описанию авторских методов преодоления указанного стереотипа в деятельности педагога вообще и в музыкальной стороне профессии учителя музыки, связанного с восприятием и оценкой произведений, в частности. Методологическую основу исследования составляют исследования самоактуализации и манипуляторства (А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.); представления ученых о сущности и роли идеального Я-образа в формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, К. Левин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, С.В. Шорохова, Э Шпрангер., Я. Ядов и др.); исследования по самоактуализации и личностному росту педагога в профессиональной деятельности (Е.В. Андриенко, С.Л.Братченко, М.Р. Миронова, Н.А. Рыбакова и др.). Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: - преодоление манипулятивного стереотипа и поведения педагога-музыканта возможно посредством целенаправленного развития способности к самоактуализации в музыкальной составляющей деятельности учителя, в первую очередь - в восприятии и оценке музыки; - предложенные методы являются эффективными для развития у будущих и практикующих педагогов-музыкантов способности к самоактуализации в музыкальном творчестве и преодоления тем самым манипулятивного стереотипа деятельности. Новизна исследования заключается в обосновании и разработке эффективных способов преодоления будущим или уже практикующим педагогом-музыкантом манипулятивного стереотипа деятельности через формирование способности к самоактуализации в восприятии и оценке музыки. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка конкретных методов развития способности к самоактуализации в музыкальной деятельности: соответствия идеальному образу «Я – самоактуализирующаяся личность», исполнения двух ролей, принятия стороны Другого, независимого арбитража.
Педагогика и просвещение, 2015-1
Рыбакова Н.А. - Проблемы содержания подготовки студентов по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в условиях бакалавриата

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14804

Аннотация: Объектом исследования в данной статье выступает подготовка студентов по профилю «Теория и методика обучения иностранных языков и культур». Предметом исследования в ней выступают условия, в которых с недавних пор проистекает данный педагогический процесс с учётом изменений в отечественном образовании. Особое внимание автора уделяется рассмотрению компонентов содержания подготовки студентов по данному профилю, а также проблеме востребованности учителей иностранного языка в целом и будущих бакалавров в частности. Методом исследования в статье выступает анализ базового учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта, а также эмпирические данные, полученные в результате профориентационных бесед со студентами. Основные выводы автора статьи заключаются в том, что в современных условиях наблюдается противоречие между социальными процессами, в которых значимым фактором выступает межкультурная коммуникация и проблемами подготовки квалифицированных специалистов для её обеспечения в рамках переходного периода в отечественном образовании. Новизна статьи состоит в том, что дидактический анализ подготовки учителей иностранного языка показан на фоне колоссальных противоречий, которые были вызваны переходом на новую двухуровневую систему высшего образования.
Филология: научные исследования, 2015-1
Рыбакова Н.А. - Основные принципы подготовки студентов неязыкового профиля к профессиональной межкультурной коммуникации

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14855

Аннотация: Объектом исследования в статье является обучение студентов нелингвистического профиля иностранному языку и подготовка их к профессиональной межкультурной коммуникации. Предмет исследования – основные принципы данного педагогического процесса с учётом его специфики. Автор рассматривает принципы методики преподавания иностранного языка как частной дидактики и вытекающие из них принципы языковой подготовки нелингвистов. Особое внимание уделяется важности подготовки к межкультурной профессиональной коммуникации в контексте как мировых тенденций, так и явлений, происходящих в нашей стране. Методом исследования в статье является дидактический анализ, а также эмпирические данные, полученные в результате многолетних наблюдений во время работы в нелингвистичесикх вузах. Основные выводы автора заключаются в том, что для лингвистического обеспечения профессиональной межкультурной коммуникации сегодня не достаточно одних переводчиков. Необходимость владения иностранными языками возрастает для профессионалов всех направлений и профилей, и их языковая подготовка должна носить систематический и планомерный характер, а также быть осмысленной теоретически. Новизна статьи обусловлена тем, что в ней раскрыты и обоснованы принципы подготовки к межкультурной профессиональной коммуникации именно в контексте обучения студентов нелингвистических направлений с учётом педагогической специфики данного процесса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.