ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Юдин Александр Ильич
Философская мысль, 2016-3
|
Юдин А.И. - М.А.Бакунин о социальном значении науки |
|
c. 56-66
|
DOI: 10.7256/2409-8728.2016.3.17988
Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются социальное значение и роль науки в обществе в трактовке М.А. Бакунина. В статье рассматривается социальное значение анархизма как демократической и актуальной в современном мире теории. Роль и значение науки в обществе Бакунин видел сквозь призму идеи социальной справедливости и социального равенства. Также в работе анализируется трактовка науки Бакуниным как средства господства привилегированного и образованного меньшинства. Рассматривается проблема зависимости науки от государства и как следствие этого проблема ее особой социальной роли и особого значения в обществе. Наука в обществе такая же форма общественного сознания как мифология и религия и в силу этого должна быть отделена от государства. В качестве методологии исследования выступает система принципов, выработанных в сфере историко-философской науки: принцип историзма, историко-сравнительный принцип, идея диалектического единства исторического и логического, идея понимания историко-философского процесса как целостной системы, имеющей свою логику развития, свои специфические особенности Сформулированы следующие выводы: развитие различных форм самоуправления народа, то есть реализация общественного идеала анархизма тождественно развитию демократии, наука и образование в социально-классовом обществе выступает как одно из средств социальной дифференциации, наука есть такая – относительная и преходящая форма общественного сознания, как мифология и религия.
Философская мысль, 2014-10
|
Юдин А.И. - Ценность как метод познания социальной действительности и ее практического преобразования: Г.Риккерт и П.Л.Лавров. |
|
c. 80-103
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2014.10.1360
Аннотация: В статье дан историко-сравнительный анализ, компаративистский анализ проблемы ценностей в философии неокантианца Г.Риккерта и народника П.Л.Лаврова. Показано значение ценностного подхода для разработки методологии социально-гуманитарного познания Г.Риккертом. Раскрыта специфика интерпретации неокантианской гносеологии П.Л.Лавровым. Сделан вывод о том, что в философии Лаврова ценность выполняет не только гносеологическую, но и социальную функцию. Проанализирована проблема субъективного метода. Сделан вывод о том, что субъективный метод у Лаврова выступал не только как средство познания социальной действительности, но и как способ актуализации социальной активности личности, способ актуализации практического преобразования социальной действительности. Принцип историзма, принцип историко-сравнительного анализа, принцип компаравистики. Метод диалектического единства исторического и логического, абстрактного и конкретного. Герменевтическая методология, метод герменевтического круга. Таким образом, если у Риккерта система ценностей, или отнесение к ценности выступает как методологический критерий для классификации единичных исторических событий, то у Лаврова система ценностей есть не только гносеологическая категория, но и методологический критерий «творчества общественных форм», практического изменения социальной действительности. Позиция Лаврова отличается ярко выраженным антропологизмом и персонализмом. Человек приносит в общество цель и смысл, построенный на ценностях. Человек, таким образом, воздействует на мир, преобразует его на основе выработанный им системы ценностей. Все зависит от человека, система ценностей, которую он вырабатывает, мир, который он преобразует на основании выработанных им ценностей.
|