Жуковский В.И. —
Ключевые положения синтетической теории идеального Д. В. Пивоварова – методологическая основа инновационного концепта изобразительного искусства
// Философия и культура. – 2016. – № 6.
– С. 892 - 898.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.6.18142
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена исследованию основных положений синтетической теории идеального отечественного ученого Д.В. Пивоварова, которая стала методологическим фундаментом инновационного концепта изобразительного искусства. Проанализировав и обобщив концепции А.Ф. Лосева, М.А. Лифшица, Э.В. Ильенкова, Э.Г. Классена и Д.И. Дубровского, Д.В. Пивоваров делает вывод, что эталонный объект, схема действия с ним и экстраполяция знания об эталоне на сверхчувственную реальность – это основные составляющие всякого идеального отношения. Для Д.В. Пивоварова «идеал» есть равновесие внешнего и внутреннего, где внешне (чувственно) «идеал» представлен как «идол», внутренне (сверхчувственно) содержание «идеала» предстает как «идея». По утверждению Пивоварова, культура – это человеческая деятельность по культивированию, возделыванию, взращиванию идеалов, призванных способствовать процессу уютного, комфортного существования каждого человека с собой, другими людьми, предметами первой и второй природы, мирозданием в целом.
В работе проведен сравнительный анализ источников, относящихся к предмету исследования, а также критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных учёных.
Методологические положения Д.В. Пивоварова создали условие для теоретического объяснения элитарного, соборного и индивидуально-эволюционного аспектов утверждения идеала; для исследования закономерностей идеалообразующего процесса в изобразительном искусстве. Автор приходит к выводу, что синтетическая теория идеального, разработанная Д.В. Пивоваровым, помогает освоить необычайно сложный механизм репрезентативного (через идол) отношения зрителя со своей душой, душами других людей, Духом Божиим и Совершенством Полноты Бытия посредством художественного произведения-вещи как знакового комплекса.
Abstract: The article investigates the basic provisions of the synthetic theory of the ideal, proposed by the Russian scientist D. Pivovarov, which became the methodological basis of the innovative concept of visual arts. D. Pivovarov analyzed and summarized the conceptual ideas of A. Losev, M. Lifshitz, E. Ilyenkov, E. Classen and D. Dubrovsky, and concluded that the main components of every ideal relationship are following: the fiducial object, the scheme of actions with it and the extrapolation of the knowledge about it in the supersensible reality. According to D. Pivovarov "ideal" is a balance of internal and external, where the "ideal" is externally (sensory) presented as "idol", and the content of the "ideal" is internally (supersensory) presented as "an idea." According to the statement of D. Pivovarov, culture is a human activity on cultivating ideals intended to facilitate the process of human being comfortable existence, comfortable communication with other people, first and second nature objects, and the universe. The comparative analyses of the sources related to the subject of the study, as well as the critical analysis of previously published works of the Russian scientists are given in the article. Methodological ideas of D. Pivovarov created the conditions for a theoretical explanation of the elite, inclusive and individual evolution aspects of the creation of an ideal; and also for studying the laws of the ideal creation process in visual arts. The author concludes that the synthetic theory of the ideal, developed by D. Pivovarov, helps to master the extremely complex mechanism of representative (through the idol) relationship of a viewer with his own soul and souls of other people, the Spirit of God and the perfection of the fullness of life by means of art-object as a complex of signs.
Жуковский В.И. —
Создание художественных произведений: особенности процесса производства
// Философия и культура. – 2015. – № 7.
– С. 1086 - 1095.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.7.14692
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является процесс создания произведения искусства как игровое взаимодействие художника с художественным материалом. Обращение к этой проблеме - попытка отыскать эффективные методологические средства исследования художественных идей, опредмеченных в произведении изобразительного искусства. Автор рассматривает понятия «отношение» и «игра», определяет онтологический статус игры и отношения как нематериальное бытие; анализирует «искусственность», «искусность», «искус» художника и художественного материала в период их игры-отношения. Утверждается, что игровому взаимодействию художника с художественным материалом свойственен «анимизм» - ритуально-игровое «приписывание» неодушевленным предметам сверхъестественных душевных свойств. Предмет исследования потребовал философского анализа комплекса взаимосвязанных проблем. Среди них - проблема идеального, природа языка, визуальное мышление, смысложизненные фазы мироотношения индивида. Научная новизна исследования связана с тем, что творческий диалог (игра-отношение) художника с материалом искусства рассматривается сквозь призму языкового общения и схемы действий – операций, обусловленных как особенностями материала, так и художнической «искусностью» владения «субъект-языком». Автор приходит к выводу, что овеществленное произведение, будучи плодом отношения художника и художественного материала, в запечатленном виде представляет собой интеграл свойств конечного и бесконечного полюсов взаимодействия. А художник, участвуя в игровом процессе создания идеального отношения с материалом искусства, порождает своей деятельностью новый чувственный мир, который способствует созданию из небытия в присутствие произведений искусства.
Abstract: The process of creating an artwork as a playing interaction between an artist and art material is the subject of the current research. Appealing to this problem is an attempt to find effective methods of investigation of artistic ideas objectified in the work of fine arts. The author investigates the concepts of “interaction” and “playing”, defines the ontological status of playing and interaction as nonmaterial existence, and analyses the “artificiality”, “finesse” and “ordeal” of an artist and art material in the course of playing interaction. Animism as a ritual "attribution" of supernatural spiritual features to inanimate objects is claimed to reside in the creative dialogue (playing interaction) between an artist and a material of art. The chosen theme required the philosophical analysis of the range of connected problems which include: the problem of the ideal, language nature, visual thinking, and life meaning phases of an individual attitude to the world. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the creative dialogue (playing interaction) is studied through the language communication process and the scheme of acting that is an operation determined by both the peculiarities of the material and the “finesse” of the artist being the master of the language of the subject. The author concludes that objectified work of art as a result of interaction between the artist and the material to be an integral of features of finite and infinite poles of interaction. Thus, the artist engaged in the process of creating of the ideal interaction with the material of art creates new world of feelings. He is able to bring a work of art out of nowhere.
Жуковский В.И. —
Произведение искусства в эпицентре художественной культуры
// Философия и культура. – 2013. – № 11.
– С. 1613 - 1620.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.11.9845
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями понятий «культура», «художественная культура», «произведение искусства». Культура определяется как человеческая деятельность по культивированию идеалов; идеалообразование - как процесс сохранения и изменения почитаемых за идеалы образцов воспроизводства общественной жизни и уникальной культуры индивидуального человека. Утверждается, что художественная культура – это подсистема культуры, способная порождать равновесные идеалы. Выделяются и анализируются модели, согласно которым формируются базовые идеалы культуры. Статья раскрывает сущностный характер произведения искусства как центрального звена художественной культуры, определяет понятия «произведение изобразительного искусства», «художественный образ» в контексте исследования актуальных проблем художественного творчества. Произведение изобразительного искусства исследуется как искусственный и искусно произведенный идеал, искус которого направлен на идеальное (репрезентативное) отношение конечного с конечным и конечного с бесконечным. Рассмотрен творческий процесс диалога художника с художественным материалом, взаимодействие произведения изобразительного искусства со зрителем, сформулирован операционный подход к взаимодействию зрителя с произведением изобразительного искусства.