по
Arctic and Antarctica
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Review procedure > Article retraction > Ethics > Legal information > Concept of the journal > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "Arctic and Antarctica" > Contents of Issue № 03/2017
Contents of Issue № 03/2017
Natural resources of the Arctic and Antarctica
Rudenko O.V., Vasil'chuk A.C., Enina V.V. - Comparative analysis of the composition of subrecent pollen spectra in bottom sediments of the Laptev Sea and ice complexes of the Siberian Arctic pp. 1-16

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24524

Abstract: The research subject is the varieties of subrecent pollen spectra in the unbroken surface layer of bottom sediments of the Laptev Sea shelf, which had been lifted by multicorers in the expeditions ARK 27-3 and Transdrift XXI in 2012-2013 on the shelf and continental slope. The authors substantiate the possibility of reconstruction. The authors consider how the following aspects are reflected in marine pollen spectra: 1) the level of ice coverage of the sea basin, which can be seen in the presence and concentration of index types of marine cysts of dinoflagellates; 2) oscillations of the river flow, assessed by the changes of concentration of organic suspensions of terrigenous genesis in bottom sediments (spores, pollen, fresh-water green algae), transferred mainly from the yedoma sediments; 3) transformed Atlantic water migration, which can traced by index types of microfossils; 4) climate conditions, defining the level of productivity of the flora of the dominating biomes of the shore, pollen to the Laptev Sea shelf comes from. The main research method is the study of marine pollen, which includes the analysis of the species composition and the changes of concentration of terrigenous and water palynomorphs in bottom sediments collected in the southeastern part of the Laptev Sea in the paleovalley of the Lena river, which was drowned during the Postglacial transgression. The obtained varieties of quantitative and qualitative composition of pollen and non-pollen palynomorphs in the unbroken surface layer of bottom sediments and their comparison with the results of the study of pollen from yedoma complex of northeastern Siberia help evaluate the modern conditions of formation of marine pollen spectra. 
Arctic ice
Ananicheva M.D., Maslakov A., Antonov E.V. - Degradation of cryospheric objects in the Lavrentia Bay vicinity, Eastern Chukotka, Russia pp. 17-29

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24204

Abstract: The article contains the results of field investigations of cryospheric objects – land-based glaciers and permafrost rocks in the area of the Lavrenty Bay, Eastern Chukotka. Glaciers of the Laurentian group were described in the mid-1970s by Rudolf Sedov, later they were studied with the help of space imagery by one of the authors. Since glaciers are of small size, and satellite images can give errors in this case, it was necessary to check in situ their condition. Field studies have made it possible to ascertain the severe degradation of small glaciers of the Chukchi Highlands. Also field studies of the permafrost seasonal thawing, carried out by the authors in the season of 2017, revealed that the difference in thickness of the seasonally thawed layer in the study area at the end of August was, in comparison with the previous year, -0.5 .. + 4.3 cm, depending on local natural conditions. 
Permafrost and ground ice of the Arctic
Vasil'chuk Y.K., Budantseva N.A., Chizhova J.N. - Rapid palsa degradation near Abez' settlement, northeast of European Russia pp. 30-52

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24432

Abstract: The object of the study is the palsa located near Abez' settlement, in the Komi Republic, the northeast of European Russia. The authors re-examined the palsa in 2001, 2016 and 2017. The main research methods were: scrutinous fixation of the palsa morphology and its comparison with the photographs of different years; radiocarbon dating of peat; study of stable carbon isotopes in peat profiles. In 15 years' time, almost complete degradation of the palsa is observed. The height of the palsa has reduced by more than 2 m. Now their height does not exceed 1.5 m. During the period of 1960-2015, the average annual air temperature at nearby meteorological stations had been increasing by 2° C averagely. The most probable reason for the rapid degradation of the palsa in the area of Abez' settlement is a combination of a positive climatic trend and significant draining of the lake-marsh basin as a result of the construction of the Bovanenkovo-Ukhta gas pipeline, which crosses the southern part of the palsa. It is shown that the palsa in the southern regions - in the area of the Bugry Polyarnye and Nikita stations - have no signs of degradation.
Budantseva N., Vasil'chuk Y.K. - Weighting of isotopic composition of ice-wedge casts of Central Yakutia due to active evaporation of surface waters pp. 53-68

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24541

Abstract: The research object is the isotopic composition of oxygen and hydrogen of ice-wedge casts, surface waters and atmospheric precipitation in Central Yakutia near the Mammoth Mountain, where the conditions are favourable in summer for evaporation and continental salinization of permafrost and subsurface ice. Special attention is given to the analysis of high indexes of isotopic composition of ice-wedge casts of the late Pleistocene, which can’t be explained by higher winter temperatures during the formation of ice wedges. The authors use hydrochemical data showing the signs of continental salinization in the fragments of wedges with heavy isotope composition. The main research method is the definition of isotopic composition of oxygen and hydrogen in the ice. In graphic form, one of the indicators of evaporation is the evaporation line, whose inclination on the dependency diagram δ18О – δ2Н is around 5. The authors show that continental salinization of the landscapes of Central Yakutia can be explained by the combination of the processes of perennial freezing of sediments and evaporation during summer seasons. The authors design the system of indexes of continental salinization of cryogenic lacustrine-boggy landscapes on the basis of isotopic and hydrochemical data of surface waters and subsurface ice: 1 – abnormal heavy isotopic composition; 2 – isotopic composition indexes are on the evaporation line, whose angle of inclination (usually lower than 5) is lower that the angle of inclination of the global meteoric water line (8); 3 – high salinity of ice-wedge casts and sediments with prevailing continental salts. The obtained results are accurate and can be easily reproduced by any isotope laboratory in the world. 
Vasil'chuk Y.K., Vasil'chuk J.Y., Budantseva N.A., Vasil'chuk A.C., Trishin A.Y. - Isotopic and geochemical features of the Batagaika yedoma (preliminary results) pp. 69-98

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24433

Abstract: The subject of the study is the yedoma, which is found in the Batagaika crater (67°34'49 "N, 134°46'19" E), located 10 km southeast of Batagay settlement, Verkhoyansk settlement, the Sakha (Yakutia) Republic. The crater is located about 1.5 km downslope of the Kirgillyakh mountain; its absolute height is about 325 m. The main research methods are: fieldwork, analysis of oxygen and hydrogen stable isotopic composition, analysis of ion composition and content of dissolved forms of trace elements and their distribution in ice-wedges of the yedoma. Oxygen and hydrogen stable isotopic composition, ion composition and the content of the dissolved forms of minor and major elements were studied for the first time in ice-wedges of the Batagaika crater. It has been revealed that the ice-wedges of the Batagaika crater are of hydrocarbonate-calcium composition, a uniform content of minor and major elements is observed within each ice-wedge. The isotopic composition of the ice-wedges located in the upper (the average values of δ18O is –34.4‰, the value of δ2H is –266 ‰) and lower (the average value of δ18O is –35.7 ‰, the value of δ2H is –276‰) parts of the Batagaika crater indicates that the average January air palaeotemperature was from –51 to –55 °C.
Lanscapes of Cold Regios
Vasil'chuk Y.K., Chizhova J.N., Budantseva N.A., Lychagin M.Y., Popovnin V.V., Tkachenko A.N. - Isotopic composition of winter snow on the Aibga Ridge (Krasnaya Polyana), Western Caucasus pp. 99-118

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24402

Abstract: The object of the study is the isotopic composition of the January snow on the slopes of the Aibga and Psekhako mountains in Krasnaya Polyana in 2010 (29 snow samples) and 2017 (58 snow samples). In 2010, the snow cover was sampled on the Aibga ridges and the Psekhako Ridge. In 2017, on the slope of the Aibga ridge, fresh snow was sampled. Along the ski run Rosa Khutor, surface snow was also sampled. Isotopic composition measurements were performed using the Delta-V (Finnigan) mass spectrometer in the isotope-geochemical laboratory of the Faculty of Geography of Lomonosov Moscow State University. The authors of the study conclude that high values of the deuterium excess can be caused by three reasons: 1) the air mass itself, which had been above the inland areas for a long time, has changed its isotope characteristics due to re-evaporation and moisture condensation, 2) the conditions of condensation, when adiabatic cooling of the air mass leads to isotope depletion in the precipitation, more prominent for δ18O than for δ2H and 3) post-sedimentation processes on the snow surface. Perhaps the isotopic composition of the snow cover in Krasnaya Polyana is formed under the influence of all these three factors.
History of exploration of the Arctic and Antarctica
Velikotsky M.A. - Formation of the modern polar marinism concept pp. 119-131

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24399

Abstract: The author of the article considers the formation of the polar marinism concept and describes the biography of N.A. Kulik, a bright and original researcher of the Arctic. Almost without supporters, he defended the ideas of marinism in the first quarter of the 20th century, when the ideas of "glacialists" seemed to have defeated the ideas of "marinists". The article contains the facts, on which the views of N.A. Kulik as a marine scientist were formed. Boulder loams have been the subject of scientific discussion for 300 years. The article presents the views of particular scientists who prove the correctness of the ideas of marinism.The article highlights the scientific merits of N.A. Kulik in substantiating the paleogeography of the post-Pliocene of the Arctic. He supported the new methods of studying boulder loam (foraminiferal analysis), applied the ideas of A.P. Karpinsky about alternating-latitudinal-meridional oscillations of the earth’ crust and the related climate changes the glaciation in the north. He raised the question of the southern boundary of continental and marine morains, defended the idea of glaciation during the marine transgression. N.A. Kulik had revived the scientific ideas of modern marinism.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Арктика и Антарктика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация > Редакционный совет > Редакция > Аннотация журнала
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Арктика и Антарктика" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Арктика и Антарктика"
Номер подписан в печать: 30-10-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Васильчук Юрий Кириллович, доктор геолого-минералогических наук
ISSN: 2453-8922
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Природные ресурсы Арктики и Антарктики
Руденко О.В., Васильчук А.К., Енина В.В. - Сравнительная характеристика состава субрецентных палиноспектров в донных осадках моря Лаптевых и ледовых комплексах Сибирской Арктики c. 1-16

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24524

Аннотация: Предметом исследования являются вариации субрецентных палиноспектров, по данным изучения ненарушенного поверхностного слоя донных осадков отложений шельфа моря Лаптевых, поднятых мультикорерами в экспедициях ARK 27-3 и Transdrift XXI в 2012-2013 г.г. на шельфе и материковом склоне. В статье обосновывается возможность реконструкции , отражение в маринопалиноспектрах 1) степени ледовитости морского бассейна, индикаторами которой являются наличие и концентрация маркерных видов морских цист динофлагеллат; 2) колебаний речного стока, сигналом которых являются по изменения концентрации в донных осадках органической взвеси терригенного генезиса (споры, пыльца, пресноводные зеленые водоросли), переотложенные в основном из отложений ледового комплекса(едомы); 3) притока трансформированных атлантических вод сигналом для которого является наличие маркерных видов микрофоссилий; 4) климатических условий, определяющих степень продуктивности растений доминирующих биомов побережья, с которого поступает пыльца на шельф моря Лаптевых. Основной метод исследования - маринопалинологический, который включает в себя анализ видового состава и изменений концентрации терригенных и водных палиноморф в донных осадках. Проведен количественный и качественный анализ распределения терригенных и водных палиноморф в донных осадках, отобранных в юго-восточной части моря Лаптевых в затопленной на этапе постгляциальной трансгрессии палеодолине реки Лены. Полученные вариации количественного и качественного состава пыльцы и непыльцевых палиноморф в ненарушенном поверхностном слое донных морских осадков и их сопоставление с данными палинологического анализа из едомного комплекса северо-востока Сибири отложений и субрецентных палиноспектров из северо-восточных районов Сибири позволили оценить современные условия формирования маринопалиноспектров
Арктические льды
Ананичева М.Д., Маслаков А.А., Антонов Е.В. - Деградация объектов криосферы в районе залива Лаврентия, Восточная Чукотка c. 17-29

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24204

Аннотация: Предметом исследований в данной статье является наблюдаемая деградация криосферных объектов - ледников и многолетнемёрзлых пород - в регионе Восточная Чукотка, Россия. Целью статьи является исследование группы ледников в заливе Лаврентия, которые были описаны ещё в середине 1970-х гг. Р. В. Седовым, и в дальнейшем изучались лишь с помощью космических снимков. Помимо этого, были организованы измерения глубины сезонного протаивания, мониторинг которых был начал в регионе в 2000 г. Поскольку ледники имеют малый размер и расположены в высокоширотном районе, то космические снимки могут давать ошибки. Поэтому были проведены полевые маршрутные исследования, GPS-съёмка и фотосъёмка для дальнейшего построения 3D моделей поверхности ледниковых каров. Полевые исследования позволили удостовериться в сильной деградации небольших ледников Чукотского нагорья. Полевые исследования сезонного протаивания мерзлоты, проводимые авторами в сезон 2017 года выявили, что разница мощности сезонноталого слоя в районе исследования на конец августа оказалась по сравнению с прошлым годом -0,5..+4,3 см в зависимости от локальных природных условий.
Многолетнемерзлые породы и подземные льды Арктики
Васильчук Ю.К., Буданцева Н.А., Чижова Ю.Н. - Быстрая деградация пальза у поселка Абезь, северо-восток Европейской части России c. 30-52

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24432

Аннотация: Объектом исследования являются миграционные бугры пучения - пальза, расположенные близ поселка Абезь, расположенного в Коми Республике, на северо-востоке Европейской части России. Авторами повторно исследованы пальза в 2001, 2016 и 2017 гг. в пределах обширной озерной котловины. В 2001 г здесь отмечены как молодые бугры, растущие в центре осушающегося водоема, так и древние, признаками разрушения которых являются сползание блоков торфа в понижение, серпоообразная форма в плане. Основными методами исследования были тщательная фиксация морфологии пальза и сравнение ее на фотоснимках разных лет, радиоуглеродное датирования торфа, слагающего бугры, изучение распределения стабильных изотопов углерода в разрезах торфа. Впервые на территории криолитозоны северо-востоке Европейской части России непосредственными повторными наблюдениями - через 15 лет установлена практически полная деградация бугров пучения типа пальза. Высота бугров сократилась более чем на 2 м. Их высота в настоящее время не превышает 1,5 м. За период 1960-2015 гг. отмечен тренд повышения среднегодовой температуры воздуха на близрасположенных метеостанциях в среднем на 2°С. Также отмечен тренд повышения среднеянварской температуры воздуха за этот период примерно на 1°С. Наиболее вероятной причиной быстрой деградации бугров пучения в районе пос. Абезь стало сочетание положительного климатического тренда и существенное осушение озерно-болотной котловины в результате строительства газопровода Бованенково-Ухта, пересекающего южную часть массива. Отмечено, что бугры пучения в более южных районах - в районе станций Бугры Полярные и Никита, часто не показывают признаков деградации.
Буданцева Н.А., Васильчук Ю.К. - Утяжеление изотопного состава повторно-жильных льдов Центральной Якутии вследствие активного испарения поверхностных вод c. 53-68

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24541

Аннотация: Объектом исследований является изотопный состав кислорода и водорода повторно-жильных льдов, поверхностных вод и атмосферных осадков Центральной Якутии в районе Мамонтовой Горы, где летом создаются благоприятные условия для испарения и континентального засоления мерзлых пород и подземных льдов. Особое внимание уделено анализу повышенных значений изотопного состава жильного льда позднеплейстоценового возраста, который не может быть объяснен более высокими зимними температурами воздуха в период формирования жил. Привлечены гидрохимические данные, показывающие признаки континентального засоления во фрагментах жил с тяжелым изотопным составом. Основным методом исследований является определение изотопного состава кислорода и водорода во льду. В графическом выражении одним из индикаторов испарения является линия испарения, наклон которой на графике соотношения δ18О – δ2Н, составляет около 5. Показано, что континентальное засоление ландшафтов Центральной Якутии объясняется сочетанием процессов многолетнего промерзания отложений и испарения в течение летних сезонов. Разработана система индикаторов формирования континентального засоления мерзлотных озёрно-болотных ландшафтов на основе изотопных и гидрохимических данных поверхностных вод и подземных льдов: 1 – аномально тяжелый изотопный состав, 2 – расположение значений изотопного состава на линии испарения, угол наклона которой (как правило, ниже 5) ниже угла наклона ГЛМВ (8) и 3 – высокая засоленность повторно-жильных льдов и вмещающих их отложений и преобладание в составе солей континентального типа. Новизной работы является то, что полученные результаты имеют высокую степень достоверности и легко воспроизводимы в любой изотопной лаборатории мира.
Васильчук Ю.К., Васильчук Д.Ю., Буданцева Н.А., Васильчук А.К., Тришин А.Ю. - Изотопно-геохимические особенности Батагайской едомы (предварительные результаты) c. 69-98

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24433

Аннотация: Предметом исследования является едомная толща, вскрывающаяся в Батагайском овраге-кратере (67°34′49″ с.ш., 134°46′19″ в.д.), расположенном в 10 км юго-восточнее пос. Батагай (около 17 км по шоссе и еще около 4 км по тропе), Верхоянский улус, Республики Якутия (Саха). Овраг расположен примерно в 1,5 км вниз по склону г.Киргиллях. абс, выс. поверхности оврага около 325 м. Овраг сформировался примерно за 60 лет и домтигает глубины 100 м. Основными методами исследования являются: экспедиционные работы, анализ изотопно-кислородного и изотопно-водородного состава, анализ ионного состава и содержания растворенных форм микроэлементов (в том числе тяжелых металлов и редкоземельных элементов), а также Si, Fe, Al, Mn, S, P и их распределения в повторно-жильных льдах, залегающих в едомной толще. Новизна исследования заключается в том, что в повторно-жильных льдах и во вмещающих их отложениях Батагайской едомы впервые изучены изотопно-кислородный и изотопно-водородный состав, ионный состав и содержание растворенных форм ряда макро- и микроэлементов. Выявлено, что повторно-жильные льды Батагайского разреза имеют гидрокарбонатно-кальциевый состав, в пределах каждой жилы наблюдается однородное содержание микро и макроэлементов. Изотопный состав ледяных жил расположенных в верхней и в нижней частях Батагайского разреза свидетельствует о том, что среднеянварская температура воздуха составляла около от –51 до –55 °С.
Ландшафты холодных регионов
Васильчук Ю.К., Чижова Ю.Н., Буданцева Н.А., Лычагин М.Ю., Поповнин В.В., Ткаченко А.Н. - Изотопный состав зимнего снега на хребте Аибга (Красная Поляна), Западный Кавказ c. 99-118

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24402

Аннотация: Объектом исследования является изотопный состав январского снега, на склонах гор Аибга и Псехако в Красной Поляне на Западном Кавказе в 2010 и 2017 гг. В 2010 г. снежный покров был опробован на хребтах Аибга (вдоль трасс Карусель и Альпика-Сервис) и на привершинной части хребта Псехако , отбор был выполнен на разных глубинах снежного покрова, всего было отобрано 29 образцов снега. В 2017 г. на склоне хребта Аибга был отобран свежевыпавший снег. Вдоль трассы Роза Хутор также был выполнен отбор поверхностного снега. Всего было отобрано 58 образца снега. Измерения изотопного состава выполнялись на масс-спектрометре Delta-V (Finnigan) в изотопно-геохимической лаборатории географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в течение 1-2 недель после отбора проб. Основными выводами проведенного исследования являются - высокие значения дейтериевого эксцесса могут быть связаны с тремя причинами: 1) сама воздушная масса, которая долгое время находилась над внутриконтинентальными районами, изменила свои изотопные характеристики из-за вторничного испарения и конденсации влаги, 2) условиями конденсации, когда адиабатическое охлаждение воздушной массы приводит к выраженному изотопному исчерпанию в выпадающих осадках, больше выраженному для δ18О, чем для δ2Н и 3) постседиментационными процессами, происходящими на поверхности снежного покрова. Возможно, изотопный состав снежного покрова в Красной поляне сформирован под влиянием всех этих трех факторов.
История освоения Арктики и Антарктики
Великоцкий М.А. - Становление идеи полярного маринизма c. 119-131

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24399

Аннотация: В статье рассмотрено становление идеи современного полярного маринизма и собран биографический материал яркого и оригинального исследователя Арктики - Н.А. Кулика, который практически в одиночку отстаивал идеи маринизма в первой четверти ХХ века, когда казалось, что идеи гляциалистов одержали полную победу над маринистами. В статье приведены факты, на которых сформировалось мировоззрение Н.А. Кулика, как ученого-мариниста, а также особо выделены особые научные заслуги Н.А Кулика в обосновании палеогеографии пост-плиоцена Арктики. Валунные суглинки являются предметом 300-летней дискуссии ученых. В статье приведены взгляды отдельных ученых, доказывающих правоту идей маринизма. Н.А. Кулик поддержал новые методы исследования валунных суглинков (фораминиферовый анализ), применил идеи А.П. Карпинского о попеременно-широтно-меридиональных колебаниях земной коры и связи с ними изменений климата и оледенений на севере, поставил вопрос о южной границе континентальных и морских морен, отстаивал одно оледенение во время морской трансгрессии. Н.А.Кулик возродил научные идеи современного северного маринизма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"